Книги-юбиляры 2017 года

У книг, как и у людей, есть дни рождения, юбилейные даты.

Эти произведения прошли испытание временем. У каждой книги свой характер, судьба и свой путь к читателю.

Гомельская областная универсальная библиотека им. В. И. Ленина знакомит с 60-летними книгами-юбилярами 2017 года:

  • повестью Р Брэдбери «Вино из одуванчиков»;
  • романом И. А. Ефремова «Туманность Андромеды»;
  • рассказом М. А. Шолохова «Судьба человека».

Р. БРЭДБЕРИ «ВИНО ИЗ ОДУВАНЧИКОВ» (1957)

Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков / Рэй Брэдбери ; [перевод с английского Э. Кабалевской, Е. Петровой, М. Ковалевой]. – Москва : Издательство “Э”, 2016. – 476 c. – (Книги-легенды). – (Зарубежная классика).

В 1957 году вышла отчасти биографическая книга «Вино из одуванчиков».

«Вино из одуванчиков» – произведение, выделяющееся среди литературного творчества Рэя Брэдбери личными переживаниями писателя. Это во многом автобиографическая книга, действие которой происходит летом 1928 году в вымышленном городе Грин Таун, штат Иллинойс. Прототипом городка является родной город Брэдбери – Уокиган в том же штате США.

Сюжет повествует о летних приключениях 1928 года братьев Тома и Дугласа Сполдингов, живущих в маленьком городке Грин Таун. Рэй – прототип 12-ти летнего Дугласа.

«Вино из одуванчиков» – очень личная и невероятно эмоциональная книга, наполненная особой, неподражаемой атмосферой, в которую погружаешься, как в осязаемый, особый мир.

Повесть состоит из вереницы историй, приключившихся в маленьком городке Грин-тауне за три летних месяца с братьями, их родственниками, соседями, друзьями, знакомыми.

Дедушка Тома и Дугласа каждое лето готовит вино из одуванчиков. Часто Дуглас размышляет о том, что это вино должно хранить в себе текущее время, те события, которые произошли, когда вино было сделано: «Вино из одуванчиков. Сами эти слова – точно лето на языке. Вино из одуванчиков – пойманное и закупоренное в бутылке лето».

Лето 1928 года стало незабываемым для двенадцатилетнего Дугласа Сполдинга, лето прощания с детством. Неповторимое лето, навсегда запомнившееся запахом зеленых яблок, скошенной травы и новых теннисных туфель. Лето, в котором навсегда осталась радостью запуска петард, чувство сладостного насыщения от обильного ужина, приготовленного бабушкой, торжественный ритуал сбора одуванчиков для особого сорта вина. Лето скорбей, чудес и золотых пчел.

Магическое лето, застывшее вне времени и пространства.

Брэдбери хотел создать более объемное произведение. Издатель Уолтер Брэдбери настоял на разделе повести на две части. Вторая часть, названная автором «Лето, прощай!», увидела свет лишь спустя полвека, в 2006 году.

Войдите в светлый мир двенадцатилетнего мальчика и проживите вместе с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых – ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь! «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери – классическое произведение из золотого фонда мировой литературы. Это одна из книг, которые хочется перечитывать вновь и вновь.

Культовые цитаты Рэя Брэдбери из повести «Вино из одуванчиков»

  • Мелкие радости куда важнее крупных. Рано утром по весне прогуляться пешком не в пример лучше, чем катить восемьдесят миль в самом роскошном автомобиле; а знаете почему? Потому что все вокруг благоухает, все растет и цветет. Когда идешь пешком, есть время оглядеться вокруг, заметить самую малую красоту.
  • В войне вообще не выигрывают, Чарли. Все только и делают, что проигрывают, и кто проиграет последним, просит мира. Я помню лишь вечные проигрыши, поражение и горечь, а хорошо было только одно – когда все кончилось.
  • Когда человеку семнадцать, он знает все. Если ему двадцать семь и он по-прежнему знает все – значит, ему все еще семнадцать.
  • Про женщину всегда сплетничают, даже если ей уже стукнуло девяносто пять.
  • Первое, что узнаешь в жизни,  –  это то что ты дурак. Последнее, что узнаешь, – это что ты все тот же дурак.
  • Господу Богу это, наверно, не повредит, а вот Лео Ауфману один вред и никакой пользы.
  • У нас, землян, есть дар разрушать.

Книги о жизни и творчестве Рэя Брэдбери

Ванслова, Е. Добро по кругу… : [о творчестве Рэя Брэдбери] / Е. Венслова // Брэдбери Р. Передай добро по кругу : сборник / Р. Брэдбери. – Москва : Молодая гвардия, 1982. – С. 406–413.

ББК 84(7США)

911959 – отдел абонента

Засурский, Я. Н. Американская литература ХХ века / Я. Н. Засурский. – 2-е изд. – Москва : Издательство Московского университета, 1984. – 503 с.

ББК 8И(АМЕР)
ББК 83.3(7США)

682448 – отдел абонента
680339 – отдел хранения основного фонда

В монографии рассматриваются основные проблемы развития американской литературы XX века, анализируется творчество отдельных писателей.

Качанова, Н. Темный карнавал, или Конец начальной поры : [о творчестве Рэя Брэдбери] / Н. Качанова // Брэдбери Р. Что-то страшное грядет : роман, рассказы / Р. Брэдбери. – Санкт-Петербург : Азбука, 2000. – С. 3–10.

ББК 84(7США)

936942 – отдел абонента

Литература США ХХ века : опыт типологического исследования (авторская позиция, конфликт, герой) / отв. ред. Я. Н. Засурский. – Москва : Наука, 1978. – 568 с.

УДК 8И(Амер)
ББК 83.3(7Сое)

545598 – отдел хранения основного фонда

Выявляя идейно-художественное своеобразие, национальную специфику американской литературы, авторы освещают эволюцию эстетического идеала прогрессивной литературы США начиная с конца XIX века. В книге рассматриваются такие важные проблемы психологии творчества, как писательская позиция, принципы отражения социальных конфликтов, развитие творческого метода, различных литературных школ и направлений.

Писатели США : краткие творческие биографии / сост. и общ. ред. Я. Засурского. – Москва : Радуга, 1990. – 624 с.

ББК 83.3(7США)

835208 – общий читальный зал
842613 – отдел абонента

В книгу включены краткие биобиблиографические статьи, посвященные творчеству прозаиков, поэтов, драматургов США – наиболее крупных представителей американской словесности за трехсотлетнюю историю ее развития – от колониальных времен до середины 80-х годов XX века.

Прашкевич, Г. Брэдбери [Электронный ресурс] / Г. Прашкевич. – Москва : Молодая гвардия, 2014. – 351 с. – (Жизнь замечательных людей). – Режим доступа: http://readli.net/chitat-online/?b=318802&pg=1. – Дата доступа: 12.08.2017.

«Фантасты не предсказывают будущее, они его предотвращают». Эта слова принадлежат большому писателю Рею Дугласу Брэдбери (1920–2012), который всю свою жизнь, создавая светлые или страшные фантастические миры, словно поводырь вел человека стезей Добра, освещая ему дорогу Любовью, постоянно предупреждая об опасностях и тупиках на его нелегком пути. «Марсианские хроники», «451° по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»… – повести и рассказы американского фантаста знают во всем мире, они переведены на многие языки и неоднократно экранизированы, но по- прежнему вызывают интерес, остаются актуальными, потому что в них есть жизнь, и во многом – это жизнь самого Брэдбери. Путешествуя по фантастическим мирам своего героя, автор этой книги, известный писатель, поэт и переводчик Геннадий Прашкевич, собрал прекрасную коллекцию ценнейших материалов для написания биографии, которая, несомненно, заинтересует читателя.

Стулов, Ю. В. 100 писателей США / Ю. В. Стулов. – Минск : Вышэйшая школа, 1998. – 334 с.

ББК 83.3(7США)

924147 – общий читальный зал
924150 – отдел абонента
924151 – отдел абонента
924149 – информационно-библиографический отдел
924148 – отдел хранения основного фонда

Содержит статьи и справки о творчестве крупнейших писателей США, в том числе и о Рэе Брэдбери. Названы основные произведения и их переводы. Текст дополнен литературными иллюстрациями и фотографиями. В конце книги помешен алфавитный указатель фамилий писателей на английском языке и перечни литературных иллюстраций.

 Материалы о жизни и творчестве Рэя Брэдбери в периодической печати 

  1. Бережной, С. Живые машины времени, или Рассказ о том, как Брэдбери стал Брэдбери [Электронный ресурс] / C. Бережной. – Режим доступа: http://barros.rusf.ru/article236.html. – Дата доступа: 13.08.2017.
  2. Брэдбери, Р. «И тут творятся чудеса…» : беседа с корреспондентом французского еженедельника – о современной роли фантастики и о творчестве самого Брэдбери / Р. Брэдбери // Литературная газета. -1986. – 10 декабря (№ 50). – С. 15.
  3. Брэдбери, Р. Моя сказка стала былью : интервью / Р. Брэдбери ; беседовал Г. Зотов // Аргументы и факты. – 2010. – 18 августа (№ 33). – С. 3.
  4. Брэдбери, Р. «Позвольте людям узнать, что вы любите» : рассказ писателя о своей жизни, литературе и любви [Электронный ресурс] / Р. Брэдбери. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2012/06/a_4618569.shtml. – Дата доступа: 13.08.2017.
  5. Брэдбери, Р. Почему я стал фантастом… : ответ Рэя Брэдбери на вопросы корреспондента журнала «Шоу» / Р. Брэдбери // Иностранная литература. – 1967. – № 1. – С. 254–256.
  6. Брэдбери, Р. Утопии опасны : [беседа] / Р. Брэдбери ; беседовал А. Шитов // Эхо планеты. – 1990.–- 28 апреля – 4 мая (№ 18). – С. 28–29.
  7. Брэдбери, Р. «Я выбираю звезды» : интервью корреспонденту парижского еженедельника «Экспресс» / Р. Брэдбери ; перевод В. Жуковой // Литературная газета. – 1978. – 20 сентября (№ 38). – С. 15.
  8. Варжапетян, В. Детство в безумном мире : [тема детства в творчестве Рэя Брэдбери] / В. Варжапетян // Семья и школа. – 1971. –№ 4. – С. 86–95.
  9. Хмельницкая, Т. От научной фантастики к детской сказке : [о творчестве Рэя Брэдбери] / Т. Хмельницкая // Звезда. –1970. – № 9. – С. 195–204.

И. А. ЕФРЕМОВ «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ» (1957) 

Ефремов, И. А. Туманность Андромеды / И. А. Ефремов. – Москва : Азбука-Аттикус, 2016. – 448 с.

В 1957 году, то есть 60 лет назад, в журнале «Техника – молодежи» был опубликован первый вариант романа И. А. Ефремова «Туманность Андромеды».

Обложка первой журнальной публикации

Год сорокалетия Октябрьской революции, год запуска Первого искусственного спутника Земли. Оттепель…

Социально-философский роман «Туманность Андромеды» признан одним из наиболее значимых произведений отечественной и мировой научно-фантастической литературы XX века. Соединяя в нем научно-техническое и социально-историческое предвидения, И. Ефремов с эпическим размахом рисует картины далекого будущего: межзвездные перелеты, грандиозные научные эксперименты, преображенная общим трудом человечества прекрасная Земля, вступившая в Великое Кольцо населенных миров Галактики. В центре романа несколько главных героев, образы которых призваны художественно воплотить и раскрыть утверждаемый автором идеал человека в совершенном коммунистическом обществе.

Действие романа происходит в отдаленном будущем, в то время, когда Земля представляет собой единый мир с высокоразвитой и интеллектуальной, коммунистической формой общества. Это время характеризуется необычайным развитием науки и искусства, покорением космоса, искусственным улучшением земного ландшафта и климата, изменением психологии человека.

Роман состоит из нескольких сюжетных линий, призванных показать человека будущего во всём разнообразии его интересов.

Первая линия рассказывает о полете звездолета «Тантра» и о членах его экипажа. Выполнив все задачи своей экспедиции, звездолет летит назад к Земле, но случайно, на расстоянии всего 2 световых лет от Солнца, оказывается в опасной гравитационной близости от неизвестной ранее темной звезды, светящей лишь в инфракрасном диапазоне (героям романа такие звезды известны под названием железных звезд, что не совсем совпадает с современным пониманием этого термина). Экипаж предпринимает попытки предотвратить катастрофу. Командир звездолета Эрг Ноор производит его посадку на планету в системе этой темной звезды. Сканирование поверхности планеты обнаруживает там ещё два звездолета. Первый из них – пропавший много лет назад земной звездолет «Парус», второй – «спиралодиск» неизвестной цивилизации. Также экипаж «Тантры» сталкивается с загадочным врагом – местной и враждебной людям формой жизни. Попытка исследования «спиралодиска» заканчивается драматически – астронавигатор Низа Крит получает тяжелую травму, спасая жизнь Эрга Ноора, подвергшегося нападению еще одного представителя местной фауны.

Действие других сюжетных линий происходит на Земле. У Дара Ветра, заведующего Внешними Станциями, обнаруживается серьезная психологическая болезнь – равнодушие к работе и жизни (депрессия). Будучи не в состоянии справляться со своими обязанностями, он принимает приглашение своего друга, историка Веды Конг (возлюбленной Эрга Ноора), поучаствовать в археологических раскопках. Тяжелый физический труд избавляет Дара Ветра от болезни, а дружеские чувства к Веде перерастают в любовь. Не находя выхода из сложившейся ситуации (его любимая женщина ожидает возвращения Эрга Ноора), Дар Ветер отправляется на титановые рудники в Южную Америку.

Физик Рен Боз совершил выдающееся открытие, но для его проверки необходимо провести опасный и энергозатратный эксперимент планетарного масштаба. Из-за высокой степени риска, в реализации эксперимента ему было официально отказано. Несмотря на запрет, Мвен Мас, сменивший Дара Ветра на посту заведующего Внешними Станциями, помогает Рену Бозу, совершая, таким образом, должностное преступление. Эксперимент завершается катастрофой: Рен Боз тяжело ранен, орбитальная установка разрушена; добровольцы, участвовавшие в эксперименте, погибли. Мвен Мас раскаивается в своём поступке и добровольно удаляется в изгнание на Остров Забвения – убежище для тех, кто желает скрыться от общества или жить, как в прежние времена.

Веда Конг со своей подругой – психиатром Эвдой Наль – навещают дочь Эвды в школе. Попутно автор рассказывает об успехах педагогики будущего.

Художник Карт Сан пишет портреты лучших представительниц разных расовых типов. Нужно заметить, что в мире романа различия между расами почти стерлись (хотя автор поясняет, что Дар Ветер сохранил фенотип своих славянских предков, а Мвен Мас – негр-африканец), то есть художник хочет запечатлеть уходящее.

На заседании Совета Звездоплавания встречаются почти все главные герои, которые находятся на Земле, в том числе Дар Ветер, Мвен Мас (которого уговорили вернуться с Острова Забвения), Эвда Наль. Обсуждается эксперимент Рен Боза (как с точки зрения науки, так и с точки зрения морали), и выдвигаются важные предложения. В результате Рен Боз полностью оправдан, а Мвен Мас лишен права занимать ответственные должности, но не сослан на Остров Забвения.

Веда Конг обнаруживает подземное хранилище предметов древней культуры: образцы машин, техническую документацию. Там же она находит запертую стальную дверь, но не успевает ее открыть – начинается обвал.

В финале романа персонажи провожают Эрга Ноора и Низу Крит в новую космическую экспедицию, из которой (из-за очень большого расстояния до предполагавшейся к исследованию планетной системы) им уже не суждено вернуться. Перед этим окончательно разрешаются намеченные ранее любовные противоречия: Дар Ветер остается с Ведой Конг, а Эрг Ноор – с Низой Крит. Уже после отлета экспедиции на Земле получают сообщение из туманности Андромеды от цивилизации, не входящей в Великое Кольцо: скорее всего, звездолет неизвестной цивилизации, найденный Эргом Ноором, вылетел именно оттуда.

Книги о жизни и творчестве Ивана Антоновича Ефремова

Брандис, Е. П. Через горы времени : очерк творчества И. Ефремова / Е. П. Бранс, В. И. Дмитриевский. – Москва – Ленинград : Советский писатель, 1963. – 220 с.

УДК 8Р2
ББК 83.3(2)6-8

168782 – общий читальный зал
109685 – отдел хранения основного фонда

Книга посвящена жизни и творчеству известного советского писателя Ивана Ефремова. Наряду с биографическими материалами в ней также представлен литературоведческий анализ некоторых произведений автора и рассказана история их создания.

Брандис, Е. Творческий путь Ивана Ефремова / Е. Брандис, В. Дмитриевский // Ефпемов И. А. Собрание сочинений : в 5-ти т. Т. 1. / И. Ефремов. – Москва : Молодая гвардия, 1986. – С. 533–560.

УДК Р2
ББК 84(2=РУС)6

732440 – отдел абонемента
750494 – отдел хранения основного фонда

Авторы прослеживают эволюцию творчества И. А. Ефремова, осмысливают темы, затронутые в его произведениях, анализируют особенности художественного стиля писателя.

Брандис, Е. Страницы творчества Ивана Ефремова / Е. Брандис, В. Дмитриевский // Ефремов И. А. Сборник научно-фантастических произведений / И. А. Ефремов. – Кишинев : Штиинца, 1986. – С. 6–19.

УДК Р2
ББК 84(2=РУС)6

1\17853 – отдел абонемента

Представлен литературоведческий анализ некоторых произведений И. А. Ефремова и рассказана история их создания.

Еремина, О. Иван Ефремов / О. Еремина, Н. Смирнов. – Москва : Молодая гвардия, 2013. – 682 c. – (Жизнь замечательных людей).

ББК 83.3(2=РУС)6-8 

1\40270 – общий читальный зал
1\44185 – отдел обслуживания учащихся 6-9 классов

Иван Антонович Ефремов (1908–1972) по праву считается одним из крупнейших мастеров отечественной фантастики. Его романы «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», «Час Быка» не только вошли в золотой фонд этого жанра, но и переросли его границы, совмещая научную глубину с обостренным вниманием к глубинам человеческой психики, к проблемам морали. Однако Ефремов был не только писателем, но и выдающимся ученым-палеонтологом, глубоким мыслителем и незаурядным человеком, биография которого не уступала увлекательностью его книгам. Его первое полномасштабное жизнеописание создано на основе глубокого изучения всех доступных свидетельств – документов, рассказов родных и близких и, конечно, произведений, в полной мере отразивших не только жизненный опыт Ефремова, но и его мировоззрение.

Чудинов, П. К. Иван Антонович Ефремов: 1907–1972 [Электронный ресурс] / П. К. Чудинов. – Москва : Наука, 1987.  – 224 с. – Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/70650/petr-chudinov-ivan-antonovich-efremov.php. – Дата доступа: 05.08.2017.

Книга, советского ученого-геолога и палеонтолога, доктора геологических наук, ученика Ивана Ефремова, Петра Константиновича Чудинова (1922–2002), посвящена одному из известных советских ученых – палеонтологу и геологу профессору И. А. Ефремову, основателю нового направления в этих науках – тафономии. И. А. Ефремов широко известен всему миру и как писатель-фантаст, историк, естествоиспытатель. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Материалы о жизни и творчестве И. А Ефремова в периодической печати

  1. Боровишки, Э. Н. Иван Антонович Ефремов / Э. Н. Боровишки, Г. М. Гречко // Земля и Вселенная. – 1977. – № 5. – С. 58–65.
  2. Брандис, Е. П. Жизнь ученого и писателя: интервью с И. А. Ефремовым в июле 1960 г.) / Е. П. Брандис // Вопросы литературы. – 1978. – № 2. – С. 187–208.
  3. Володихин, Д. Русская утопия от Ефремова до Хаецкой / Д. Володихин  //  Москва. – 2009. –  № 11. –  С. 182–189.
  4. Галина, М. А вот и мы : фантасты о перспективах контакта / М. Галина // Новый мир. – 2011. – № 8. – С. 211–215.
  5. Гуревич, Г. И. И паруса и звездолеты: о творчестве И. А. Ефремова / // Юность. – 1977. . – № 4. – С. 84–85.
  6. Еремина, О. «Внутри самого человека есть нераскрытые могучие силы …» / О. Еремина, Н. Смирнов // Наука и религия. – 2014. – № 1. – С. 48–51; № 2. – С. 50–53.
    Представлены фрагменты из книги «Иван Ефремов», в которой рассказывается о духовных поисках писателя, судьбоносных моментах его жизни, озарениях и открытиях.
  1. Ефремов, И. На пути к роману «Туманность Андромеды» [Электронный ресурс] / И. Ефремов. – Режим доступа: https://fantlab.ru/article174. – Дата доступа: 06.08.2017.
  2. Ефремов, И. Познавать диалектику жизни / И. Ефремов // Техника – молодежи. – 1982. – № 3. – С. 44–46.
  3. Медведев, Ю. М. Грядущего Великое Кольцо: (к 75-летию со дня рождения И. А. Ефремова) / Ю. М. Медведев. – Режим доступа: http://efremov-fiction.ru/publicity/113/page/1. – Дата доступа: 06.08.2017.
  4. Михайлова, Л. «Туманность Андромеды» Ефремова: далеко ли до Эры Великого Кольца? [Электронный ресурс] / Л. Михайлова. – Режим доступа: https://fantlab.ru/article1078. – Дата доступа: 05.08.2017.
  5. Понизович, И. К далеким звездам и мирам : литературный вечер к 105-летию со дня рождения писателя-фантаста Ивана Ефремова. / И. Понизович // Бібліятэка прапануе. – 2012. – № 4. – С. 19–22.
  6. Тенякова, О. М. Проблема внеземных цивилизаций в творчестве И. А. Ефремова : жизнь, поиск, научные предвидения / О. Тенякова // Библиотечное дело. – 2013. – № 16. – С. 22–27.
  7. Чудинов, П. К. Три времени Ивана Ефремова [Электронный ресурс] / П. К. Чудинов. – Режим доступа: http://efremov-fiction.ru/publicity/101/page/1. – Дата доступа: 05.08.2017.
  8. Чудинов, П. К. От динозавров до Великого Кольца: о творчестве И. А. Ефремова / П. К. Чудинов // Техника – молодежи. – 1982. – № 3. – С. 47–49.
  9. Шалимов, А. И. Научная фантастика как зеркало научно-технической революции // Звезда, – 1981. – № 8. – С. 201–208.
  10. Шевченко, Н. Победители времени и пространства : сценарий, посвященный 100-летию со дня рождения писателя и ученого И. А. Ефремова / Н. Шевченко // Сценарии и репертуар. – 2011. – № 3. – С. 58–69.

М. А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА» (1957)

Шолохов, М. А. Судьба человека : [рассказы, статьи] / Михаил Александрович Шолохов. – Москва : Эксмо, 2015. – 188 c.

Рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956 году. Первая публикация в газете «Правда» за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

Сюжет основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

Это рассказ о великих страданиях и вели­кой стойкости простого русского человека. В главном герое Андрее Соколове с любо­вью воплощены черты русского характера: терпение, скромность, чувство человечес­кого достоинства, слившееся с чувством истинного патриотизма, с великой отзывчи­востью на чужую беду, с чувством фронто­вого товарищества.

Рассказ состоит из трех частей: экспозиции, повествования героя и концовки. В экспозиции автор рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас к встрече с главным героем, Андреем Соколовым, глаза которого, «словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской». Он вспоминает о прошлом сдержанно, устало, перед испо­ведью он «сгорбился», положил на колени большие, темные руки. Все это заставляет нас почувствовать, что мы узнаем о трудной, а может быть, и о трагической судьбе.

И действительно, судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Этот человек показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он – ровесник века. С детства узнал, почем «фунт лиха», в гражданскую войну сражался против врагов Советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Вернувшись домой, работал плотником, слесарем, шофером, создал семью.

Война разрушила все надежды и мечты. С начала войны, с первых ее месяцев Соколов был дважды ранен, контужен и, наконец, самое страшное – попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года находился Соколов в фашистском плену. При этом он умудрился сохранить человеческое достоинство, не смирился со своей участью. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С особой силой достоинства героя проявились в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человечес­кий облик коменданта концлагеря.

Андрею все же удается бежать, и он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь, И живет теперь Соколов надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась – у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь «исказнила» человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь. «И хотелось бы думать, – пишет Шолохов, – что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина»

Глубокой, светлой верой в человека про­никнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о народной судьбе. Писатель чувствует себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил русский народ право человечества на будущее. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм», – писала когда-то одна английская газета о фильме «Судьба человека», а значит и о самом рассказе.

Книги о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова

Бирюков, Ф. Г. Художественные открытия Михаила Шолохова / Ф. Г. Бирюков. – Москва : Современник, 1980. – 368 с.

УДК 8Р2
ББК 83.3(2)6-8

589247 – Отдел хранения основного фонда

Известный исследователь творчества величайшего художника современности Михаила Александровича Шолохова – Федор Бирюков много лет посвятил разработке важных аспектов творчества писателя. Книга Бирюкова содержит интересный, по-новому осмысленный литературоведческий материал. Она рассчитана на широкого читателя, интересующегося новейшими проблемами развития советской литературы.

Жизнь и творчество Михаила Шолохова : материалы для выставки в школьной и детской библиотеке / сост. В. В. Гура. – Москва : Детская литература, 1985. – 17 с.

УДК 8Р2
ББК 83.3(2)6-8

726561 – отдел абонемента
721462 – отдел хранения основного фонда

Воронцов, А. В. Шолохов / А. Воронцов. – Москва : Вече, 2014. – 380 с. – (Великие исторические персоны).

ББК 83.3(2)6-8

1\44125 – общий читальный зал

Книга известного писателя Андрея Воронцова написана в жанре увлекательного литературного расследования. Главный герой книги, автор великого «Тихого Дона» Михаил Александрович Шолохов, изображен не только как исторический персонаж, но и как легендарный образ. Легенды не возникают сами по себе, они – своеобразная часть реальности. А. Воронцов изобразил внутренний мир знаменитого писателя, показал его живым человеком. Разумеется, автор стремился следовать исторической правде о Шолохове, но, реконструируя непроясненные места в биографии писателя, следовал известному принципу литературного воссоздания действительности: домысливать изображаемое лишь в том случае, когда нельзя уверенно отрицать, что так могло происходить на самом деле.

Из творческого наследия русских писателей ХХ века. М. Шолохов, А. Платонов, Л. Леонов / ред. Н. А. Грознов. – Санкт-Петербург : Наука, 1995. – 500 с.

ББК 83.3(2)6

1004403 – отдел хранения основного фонда

Навозов, А. И. Шолохов в «Правде» / А. И. Навозов. – Изд. 2-е испр. и доп. – Москва : Правда, 1985. – 107 с.

УДК 8Р2
ББК 83.3(2)6-8

 729662 – отдел абонемента

Автор книги Александр Навозов более 20 лет работал собственным корреспондентом «Правды», из них 13 лет – на Дону. Ему часто приходилось встречаться с М. А. Шолоховым.

Книга рассказывается о творческом пути содружестве писателя с коллективом правдистов. При подготовке рукописи, кроме личных наблюдений автора, использованы документы, архивные материалы редакции «Правды» и многотиражной газеты «Правдист».

Шолохов, М. А. Судьба человека / М. А. Шолохов. – Москва : Художественная литература, 1975. – 70 с.

ББК 84

451707 – отдел хранения основного фонда

Осипов, В. О. Шолохов / В. О. Осипов. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 638 с. – (Жизнь замечательных людей).

ББК 83.3(2=РУС)6-8

1\10188 –отдел абонемента

Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) стоит в ряду таких величайших мировых писателей, как Гомер, Сервантес, Лев Толстой. Его великая эпопея «Тихий Дон» – о трагедии казачества в Гражданской войне – останется памятником русского XX века на все времена. Жизнь самого Шолохова не менее драматична, нежели его знаменитого героя Григория Мелехова. Однако долгое время она находилась в тени его официального статуса – главного советского писателя, члена ЦК партии и депутата Верховного Совета. Автор книги В. О. Осипов, лауреат Всероссийской Шолоховской премии, был знаком с писателем более двадцати лет, не раз бывал у него в Вёшенской. На основе многолетних изысканий, архивных документов, до недавних пор хранившихся под грифом «Секретно», а также личных впечатлений автор попытался воссоздать жизнь великого писателя в хронологической последовательности и освободить его облик от налета привычного официоза и клеветы. Как любая первая попытка биографии для массового читателя, книга – полемична. В год 100-летия Шолохова издательство начинает свою шолоховиану и в дальнейшем надеется публиковать наиболее интересные работы о жизни и творчестве писателя.

Шолохов, Михаил Александрович Судьба человека. Поднятая целина / Михаил Александрович Шолохов. – М : Аст, 2008. – 812 с.

ББК 84(2=РУС)6

1020752 – отдел обслуживания учащихся 6-9 классов

М. А. Шолохов исследовал роковые исторические времена: Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. Остросюжетны судьбы героев Шолохова. Андрея Соколова (рассказ «Судьба человека») война почти в пепел сожгла, но все-таки выстоял человек, «сдюжил». Драматические коллизии великого перелома вековых устоев пережили Макар Нагульнов, Семен Давыдов, дед Щукарь и другие герои романа «Поднятая целина».

Материалы о жизни и творчестве Михаила Александровича  Шолохова в периодической печати

  1. Давлятшин, А. Мой Шолохов / А. Давлятшин // Литературная Россия. – 2001. – 25 мая (№ 21). – С. 12–13.
  2. Дворяшин, Ю. А. М. А. Шолохов в сознании современников : к 110-летию со дня рождения писателя / Ю. А. Дворяшин // Литература в школе. – 2015. – № 12. – С. 2–7.
  3. Дворяшин, Ю. А. Шолоховский мир открыт всем / Ю. А. Дворяшин // Литература в школе. – 2014. – № 11. – С. 42–43.
  4. Кобринский, А. О рассказе М. Шолохова «Судьба человека» / А. Кобринский // Литература. – 2003. – 1-7 мая (№ 17). – С. 7.
  5. Ковальчук, О. Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» / О. Свердлов // Литература. – 2003. –1-7 апр. (№ 17). – С. 5.
  6. Кормилов, С. Рассказы М. А. Шолохова «Наука ненависти» и «Судьба человека» как произведения своего времени / С. И. Кормилов // Вестник Московского Университета Серия 9. – 2005. – № 3. – С. 9–28.
  7. Платонова, Т. Н. «Судьба человека» М. Шолохова и Галицко-Волынская летопись : Опыт паралельного прочтения. ІХ класс / Татьяна Николаевна Платонова // Литература а школе. – 2003. – N 6. – С. 32–34.
  8. Позняк, Е. Г. Судьба человека в годы Великой Отечественной войны : (интегрированный урок, 11 класс) / Е. Г. Позняк, А. В. Разумова // Русский язык и литература. Серия « У дапамогу педагогу». – 2013. – № 7. – С. 39–47.
  9. Сатарова, Л. Г. М. А. Шолохов в годы Великой Отечественной войны. Путь к рассказу «Судьба человека» : к 60-летию со дня публикации / Л. Г. Сатарова // Литература в школе. – 2016. – № 5. – С. 2–4.
  10. Сухих, И. Русская литература. ХХ век : Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) / И. Сухих // Звезда. – 2009. – № 9. – С. 227–234.
  11. Дернова, Н. В. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» / Н. В. Дернова //  Русский язык и литература. – 2006. – № 4. – C. 13–16.
  12. Мурашкина, Т. Д. Исповедь Андрея Соколова (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека») / Т. Д. Мурашкина //  Русский язык и литература. Серия «У дапамогу педагогу». – 2010. – № 12. – С. 20–21.
  13. Платонова, Т. «Судьба человека» М. Шолохова и Галицко-Волынская летопись //  Русская литература в школе. – 2003. – № 6. – C. 32–34.
  14. Шуралёв, А. М. Приёмные дети в произведениях А. П. Платонова («Юшка»), М. А. Шолохова («Судьба человека») и А. И. Солженицына («Матрёнин двор») //  Литература в школе. – 2007. – № 12. – С. 8–11.

Подготовила:
 библиотекарь II категории отдела периодических изданий Н. А. Великсонова.

Поделиться:

Читайте также: