«На всех приборах лежало меню…»

Продолжаем знакомство с самыми интересными изданиями из фонда отдела литературы по искусству. В этот раз вас ждёт встреча с богато иллюстрированным томом «Русский парадный обед», в котором представлена коллекция меню второй половины XIX – начала XX века из собрания Государственного исторического музея (Россия, Москва).

Книга издана в Москве в 2003 году тиражом всего 5000 экземпляров. Авторы в своём исследовании впервые обратили внимание на обеденное меню как на документ, являющийся исторической и художественной летописью общест­венной жизни русского общества того времени. К тому же это ценный материал по истории кулинарии.

Некоторые рецепты старинных блюд из книги мы разместили в адаптированном варианте, а предстоящие зимние праздники – отличный повод опробовать их самим.

Традиция письменного перечня подаваемых блюд восходит к глубокой древности. В египетской коллекции Лувра сохранилось высеченное на камне меню погребальной трапезы фараона Тепеманха, датируемое 2350–2300 гг. до н. э.

Совершенно оче­видно, что широкому распространению меню способствовало поя­вление ресторанов в середине XIX века. Первоначально перечень блюд в меню имел сугубо утилитарное назначение, украшение листа не было обязательным. Однако уже в 60–70-е годы XIX века появляются отдельные красочно оформленные меню.

С 80-х годов XIX века культура оформления меню получает всеобщее распространение. О большом значении, которое на рубеже веков придавалось этой но­вой области искусства, свидетельствует тот факт, что к графиче­скому дизайну обращаются известные художники, представители различных стилистических школ, главным образом признанные мастера русского стиля: Аполлинарий Васнецов, Иван Билибин, Александр Бенуа, Константин Коровин, Лев Бакст, Евгений Лансере, Георгий Нарбут, Александр Головин, Виктор Васнецов.
 
Коллекция меню Исторического музея позволяет выявить некото­рые закономерности обращения художников к этому жанру. Прежде всего следует отметить, что меню коронационных и придворных обе­дов, а также обедов в честь 300-летия дома Романовых были офици­альными заказными работами.

Художественное пространство большинства меню несёт существенную смысловую нагрузку, представляя человеку (одновременно с необходимой информацией об обеде) общую идею самого праздника. Генерал Н. А. Епанчин вспоминал, что Николай II часто во время торжественных трапез держал в руках меню, «как бы пользуясь им при произнесении речи, не прибегая к помощи записки». Рисунок на листе меню служил подсказкой для тоста.

Меню праздничных обедов показывают разные сферы жизни государства и общества, помогая увидеть за сухими строками отчётов в прессе полноту и красочность реальных явле­ний.
До недавнего времени этот пласт культуры пребывал в забве­нии. Только в последние годы отдельные меню были опубликованы в составе подборок произведений мелкой графики, но как самосто­ятельный жанр проанализированы не были.

 

При всей кажущейся простоте меню – источник информации довольно сложный. Чтобы он «заговорил», надо порой приложить немалые усилия. Требуются архивные и газетно-книжные поиски, чтобы установить, какому событию был посвящён конкретный обед. Для понимания художественного замысла листа необходимы полная расшифровка надписей и изображений, выяснение смысла отдельных сюжетов и всей композиции в целом.

В последней четверти XIX века традиция торжественных обедов не ограничивается рамками официального и придворного этикета. Праздничные застолья устраиваются по более частным поводам.

В меню нашли отражение открытие памятнику А. С. Пушкину, VIII Археологический съезд. Вошли в обиход праздники отдельных корпо­раций. Появились шуточные меню обедов – таких, как на Татьянин день.

Таким образом, меню представляют несомненный интерес не только как отражение кулинарного мастерства и гастрономических пристрастий наших предков, но также как произведения искусства, созданные выдающимися художниками своего времени, как образцы высокой бытовой культуры русского общества конца XIX – начала XX века.

Поделиться:

Читайте также: