Виктор Гюго
Живые – борются! А живы только те,
Чьё сердце предано возвышенной мечте,
Кто, цель прекрасную поставив пред собою,
К вершинам доблести идут крутой тропою…
В. Гюго
Французский писатель Виктор Мари Гюго (1802–1885) был не только свидетелем, но и участником самых значительных событий XIX века. Он родился во французском городе Безансон в семье военного, дослужившегося при Наполеоне до генеральского чина. Однако ребенка воспитывала мать, активно симпатизировавшая свергнутым революцией Бурбонам. Молодой Виктор, начавший сочинять стихи еще в лицее, разделял роялистские устремления матери, о чем свидетельствуют и юношеский сборник «Оды и разные стихотворения» (1822), и первые романы
«Бюг-Жаргаль» (написан в 1818 г., издан в 1826 г.) и «Ган Исландец» (1823). Но вскоре в творчестве молодого писателя происходит перелом. Вместе с появлением демократических тенденций Гюго отказывается от устаревшего литературного классицизма. Этот поворот отмечен уже в поэтическом сборнике «Восточные мотивы», опубликованном в 1829 г. Но в полной мере переходом писателя к романтизму отмечены его драматические произведения: «Кромвель» (1827), «Эрнани» (1830), «Марион Делорм» (1831), «Король забавляется» (1832). Драмы Гюго были обращены прежде всего к демократически настроенной публике, заполнявшей театры парижских окраин. Они принесли писателю заслуженную славу.
Особое место в творчестве Виктора Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), в котором он продемонстрировал вечное противоборство двух мировых начал – добра и зла, милосердия и жестокости, сострадания и нетерпимости, чувства и рассудка. Персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности.
В тридцатые годы Гюго писал в основном лирические стихотворения: сборники «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Неудача исторической драмы «Бургграфы» (1843) привела к творческому кризису и многолетнему молчанию писателя. Толчком к пробуждению стала Февральская революция 1848 г. и установление Республики. Гюго принял революцию и стал активным поборником демократических свобод. Его политические стихи впоследствии были собраны в книге «Возмездие» (1853). К сожалению, республика продержалась недолго. Ее сменило президентство Луи-Наполеона, который в декабре 1851 г. совершил монархический переворот. Гюго, обличавший президента-диктатора с трибуны Национального собрания, а также в десятках статей и памфлетов, вынужден был покинуть пределы Франции. Он переехал сначала в Брюссель, а потом на принадлежащие Великобритании острова в Ла-Манше (Джерси, а с 1855 г. – Гернси).
В изгнании Гюго занимается прежде всего публицистической деятельностью, выступая в защиту униженных и угнетаемых людей и народов. Он требует отмены смертного приговора американцу Джону Брауну, борцу за гражданские права «цветного» населения, осуждает колониальную политику, проводимую европейскими державами в Китае, на Кубе, на Крите, в Польше. Одновременно годы изгнания стали временем творческого расцвета, причем внимание писателя сосредоточено на жизни простого народа (романы «Отверженные» и «Труженики моря»). Борьба добра и зла, столкновение темных и светлых начал, обрисованные еще в «Соборе Парижской Богоматери», вновь становятся главной темой писателя в романе «Человек, который смеется», где автор описывает события английской жизни на рубеже XVII–XVIII вв. В изгнании Гюго выпускает «Созерцания» (1856), своеобразный поэтический дневник, который создавался на протяжении четверти века. В 1859 г. он начинает издание серии «Легенды веков», монументального лирико-эпического собрания исторических преданий и легенд.
После падения Второй империи (1870) Гюго смог вернуться на родину. Он пережил в Париже осаду прусской армии, причем не только писал пламенные призывы к французам, но и записался в Национальную гвардию. Событиям франко-прусской войны посвящен сборник «Грозный год» (1872). Спустя два года выходит оправленная в художественную форму хроника драматических событий Великой французской революции «Девяносто третий год». Перед своей смертью великий француз еще успевает выпустить поэтический сборник «Искусство быть дедом» (1877).
Произведения Виктора Гюго
Материалы о жизни и творчестве Виктора Гюго
Список статей из периодических изданий, посвященных В.Гюго
- Довгая, Ю.В. Проблемы «романтического абсолюта» и «двойничества» в романе В. Гюго «Девяносто третий год» / Ю.В. Довгая // Культурология. Дайджест. – 2003. – № – С. 100–105
- Евнина, Е.М. Виктор Гюго: к 175-летию со дня рождения / Е.М. Евнина // Литература в школе. – 1977. – №1. – С. 73–76
- Замлелова, С. «Цветов и звезд букеты»: к 210-летию Виктора Гюго / С. Замлелова // Природа и человек. XXI век. – 2012. – № 11. – С. 70–71
- Кудимова, М. Уродство, спасающее красоту / М. Кудимова // Нева. – – № 9. – С. 234–253
- Микушевич, В. Собор Виктора Гюго / В. Микушевич // Наука и религия. – 2009. – № 10. – С. 38–41.
- Прокофьева, Е. «Счастье, равносильное отчаянию … «: история одной любви / Е. Прокофьева // Gala. Биография. – 2013. – № 9. – С. 44–58
- Сережкина, Л. Таинственные нити: к 200-летию со дня рождения Виктора Гюго / Л. Сережкина // Роман-журнал XXI век. – 2002. – № – С. 106–109
- Трескунов, М.С. Виктор Гюго – публицист: к 175-летию со дня рождения / М.С. Трескунов // Звезда. – 1977. – № 3. – С. 185–189
- Шугрин, Б. Лестница славы / Б. Шугрин // Семья и школа. – 1985. – № 9. – С. 50–52