Юбиляры месяца – мастера художественного слова

Выставка «Юбиляры месяца – мастера художественного слова» посвящена писателям, чей день рождения отмечается в октябре


230 лет со дня рождения СЕРГЕЯ АКСАКОВА


Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 – 1859) – прозаик, родился в Уфе в родовитой дворянской семье. Учился в Казанской гимназии, в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. В 1827–1832 гг. Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 г. служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк «Буран», опубликованный в 1834 г., стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик. В 1847 г. опубликовал «Записки об уженье рыбы», имевшие большой успех. В 1849 г. вышли «Записки ружейного охотника», в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. Особую популярность приобрели его автобиографические книги – «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий. В последние годы жизни им созданы и такие мемуарные произведения, как «Литературные и театральные воспоминания», «Встречи с мартинистами».

Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука : повесть / С. Т. Аксаков. – Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. – 271 с.

ББК 84(2=Рус)1
Отдел абонемента 786850

Вторая часть автобиографической трилогии Сергея Тимофеевича Аксакова, в которой рассказывается о его детстве на Южном Урале с 1794 по 1801 год. В жанровом отношении эта книга имеет многие характеристики воспитательного романа. К ней прилагается сказка «Аленький цветочек», рассказанная главному герою во время его болезни ключницей Пелагеей.

Аксаков, С. Т. История моего знакомства с Гоголем / С. Т. Аксаков [и др.]. – Москва : Изд-во Академии наук СССР, 1960. – 294 с.

УДК 891.71 ББК 83.3(2)5-8
Общий читальный зал 99506
Отдел абонемента 105747, 99507

Аксаков С. Т. писал об этой книге: «Я печатно предлагал всем друзьям и людям, коротко знавшим Гоголя, написать вполне искренние рассказы своего знакомства с ним и таким образом оставить будущим биографам достоверные материалы для составления полной и правдивой биографии великого писателя. Это была бы, по моему мнению, истинная услуга истории русской литературы и потомству…».

Аксаков, С. Т. Охота пуще неволи : сборник произведений / С. Т. Аксаков. – Киев : Дніпро,1991. – 590 с.

ББК 84 (2=Рус)1
Отдел абонемента 858767

Пословица, ставшая названием книги, отражает её содержание. Читателю предстоит вместе с писателем пережить счастливые моменты общния с прекрасным миром природы. «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника», «Замечания и наблюдения охотника брать грибы», отмеченные высокими художественными достоинствами, представляют богатый материал для всех, кто любит природу.

Войтоловская, Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков : документальные очерки / Э. Л. Войтоловская. – Ленинград : Детская литература, 1982. – 220 с. – (Школьная библиотека).

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)
Отдел хранения основного фонда 647161, 652102

Автор рассказывает о жизни и деятельности С. Т. Аксакова, его взаимоотношениях с писателями-классиками Державиным, Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Л. Толстым, литературной борьбе 40-х гг. XIX в.

Лобанов, М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков / Михаил Лобанов. – Москва : Молодая гвардия, 1987. – 364 с. – (Жизнь замечательных людей).

УДК 8Р1 ББК 83.3(2=РУС)5-8
Отдел абонемента 1\21735

Жизнь и творчество Сергея Тимофеевича Аксакова неразрывно связаны с личностями крупнейших представителей русской литературы XIX века. Биография Аксакова-отца как бы продолжает семейную хронику, давая возможность проследить и за общественной деятельностью его сыновей – К. С. и И. С. Аксаковых.

Угрюмов, В. Е. Библейские мотивы в «Детских годах Багрова-внука» С. Аксакова / Владимир Евгеньевич Угрюмов // Вопросы литературы. – 2020. – № 4. – С. 42–50.

ББК 83.3(2)
Отдел периодических изданий

В статье анализируются библейские мотивы и мифопоэтические элементы во второй части автобиографической трилогии С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Первичные акты познания мира ребёнком рассматриваются как «живознание». Мифопоэтическое начало, вечные образы и жизненные ситуации создают единство культурного пространства.


125 лет со дня рождения ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА


Евгений Львович Шварц (1896 – 1958) – советский прозаик, сценарист, драматург, журналист и поэт. Родился в Казани в семье врача. Окончил Майкопское реальное училище. В 1914–1916 годах учился на юридическом факультете Московского университета. В 1922 году переехал в Ленинград, работал продавцом в книжном магазине на Литейном проспекте, секретарём Корнея Чуковского. В 1923 году выступил в печати как фельетонист и автор стихотворных сатирических обозрений в газете «Кочегарка». В 1924 в журнале «Воробей» вышла написанная в стихах первая сказка Шварца «Рассказ старой балалайки». Сказка получила одобрение поэта Сергея Маршака, её отметил Осип Мандельштам. В 1929 году написал свою первую пьесу «Ундервуд». Шварц использовал сюжеты народных сказок и сказок Ганса Андерсена для создания собственного художественного мира и живых оригинальных характеров. В годы Великой Отечественной войны писатель создал пьесу «Одна ночь» (1942) о защитниках блокадного Ленинграда, пьесу «Далекий край» (1942) об эвакуированных детях. В 1944 году он завершил ранее начатую пьесу «Дракон» – одно из самых глубоких и самобытных произведений советской драматической сатиры. По сценариям Шварца были созданы фильмы, отличающиеся тонким юмором, необычностью ситуаций, живостью характеров. Герои его сценариев – добрые и смелые люди, которые борются за высокие благородные идеалы и побеждают зло. В конце 1950‑х годов писатель работал над книгой мемуаров и дневниками, которые были опубликованы после его смерти в книге «Живу беспокойно» (1990). С 1955 по 1956 год Шварц вёл дневниковые записи, ставшие основой его «Телефонной книжки» – уникальной формы мемуаров, изобретённой им самим.

Шварц, Е. Л. Все произведения : проза, пьесы, стихи / Е. Л. Шварц. – Москва : Астрель, 2012. – 1019 с. – (Весь).

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\64046
Отдел хранения основного фонда 1\50152

Сборник включает лучшие произведения автора различных жанров – стихотворения, пьесы, киносценарии, сказки, повести, отрывки из дневников.

Шварц, Е. Л. Дракон : сборник / Е. Шварц. – Москва : АСТ, 2008. – 446 с.

ББК 84 (2=Рус)6
Отдел хранения основного фонда 1023317

В сборнике представлены поэтические детские повести «Первоклассница» и «Чужая девочка», «Приключения Шуры и Маруси», диссидентские пьесы «Дракон» и «Клад», сценарий «Дон-Кихот».

Шварц, Евгений. Обыкновенное чудо / Евгений Шварц. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005. – 896 с.

ББК 84(2=РУС)6
Отдел абонемента 997758

Представлены хорошо известные по киноверсиям пьесы Е. Шварца «Дракон», «Обыкновенное чудо» и пьеса «Дон-Кихот». В книгу вошли также Дневники Шварца 1955–1957 гг., дающие представление о совсем «несказочной» жизни советского сказочника.

Шварц, Е. Л. Предчувствие счастья / сост.: М. О. Крыжановская, И. Л. Шершнева. – Москва : Корона-принт, 1999. – 656 с.

ББК 84(2=РУС)6
Отдел хранения основного фонда 964875

В эту книгу вошли сказки, пьесы, шуточные стихи Шварца, написанные им в 1924–1937 годах. Предчувствием счастья для Шварца были окрашены все годы долгого периода социалистического строительства. Жизнелюбие, юмор и доброта спасли его от драконов и теней сталинского режима.

Шварц, Е. Л. Приятно быть поэтом ; Приятно быть волшебником ; Приятно быть детским писателем / Е. Л. Шварц. – Москва : Эксмо-Пресс, 2000. – 608 с.– (Антология Сатиры и Юмора России ХХ века).

ББК 84(2=РУС)6
Отдел хранения основного фонда 936766

В сборнике есть замечательный фотоальбом, иллюстрирующий биографию писателя от первого снимка в Екатеринодаре, где он родился, до последнего снимка в Комарове в 1957 году. Читатель познакомится с озорным Шварцем-поэтом, Шварцем-волшебником, Шварцем – детским писателем, Шварцем – сценаристом-постановщиком. Книга уникальна не только по составу (знаменитые произведения «Обыкновенное чудо», «Тень», «Дракон», «Голый король»), но в первую очередь потому, что Евгений Шварц предстаёт перед нами во многих лицах.

Шварц, Е. Л. …Я буду писателем : дневники и письма / Е. Л. Шварц. – Москва : Корона-принт, 1999. – 557с.

ББК 84(2=РУС)6
Отдел хранения основного фонда 964876

Эта книга – тайный плод многолетних ежедневных трудов писателя. Она составлена из дневниковых записей 1950–1952 годов и представляет собой первое издание воспоминаний Евгения Львовича Шварца о его детстве и юности. Феноменальная память писателя сохранила, а его перо донесло до нас замечательно своеобразные картинки быта южной дореволюционной провинции России, материальный мир его детства…

Шварц, Е. Л. Тень. Обыкновенное чудо : пьесы / Евгений Львович Шварц. – Москва : Детская литература, 2004. – 175 с. – (Школьная библиотека).

ББК 84(2=РУС)6
Отдел абонемента 1016137
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\2393, 994591

В сборник вошли пьесы-сказки «Тень» и «Обыкновенное чудо», полные светлого поэтического очарования, глубоких философских раздумий и человеческой доброты.


90 лет со дня рождения ЮЛИАНА СЕМЁНОВА


Юлиан Семёнов (1931 – 1993) – русский советский писатель, сценарист, прозаик, публицист, поэт, педагог, журналист. Родился в Москве. После окончания Московского института востоковедения, Семёнов преподавал в МГУ и параллельно с этим обучался там же на историческом факультете. В 1955 г. начал печататься в разных изданиях, включая «Огонёк», «Правду» и «Смену». В 60–70-х годах Юлиан Семёнов много работал за границей корреспондентом, а также объездил множество советских регионов. Во время командировки в Афганистан Семёнов написал первый политический детектив «Дипломатический агент». В ходе работы над созданием своих произведений он профессионально работал с архивами. Юлиану Семёновичу приписывают следующее выражение: «Кто контролирует прошлое – не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». Его книги имели огромную популярность, печатались в известных советских журналах. В 1960 г. Семёнов вошёл в состав Союза писателей СССР. По мотивам его произведений было снято около двух десятков фильмов, среди которых – «Майор Вихрь», «Приказано выжить», «ТАСС уполномочен заявить…» и «Семнадцать мгновений весны». В 1989 г. учредил первую частную газету «Совершенно секретно», которая вскоре превратилась в фундамент крупного медиахолдинга. На её страницах печатались разные интересные факты и события, которые ранее не придавались широкой огласке. «Совершенно секретно» осталось в истории советской журналистики как первое независимое и негосударственное СМИ. Газета моментально раскупалась, поскольку её читатели жаждали узнать новые сенсационные новости.

Семёнов, Ю. С. Майор Вихрь ; Семнадцать мгновений весны ; Приказано выжить : романы / Юлиан Семёнов. – Москва : Вече, 2013. – 749 с. – (Сделано в СССР. Народная эпопея).

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\44454

В книгу вошли произведения о жизни и опасной работе легендарного героя-разведчика Исаева–Штирлица. В основу сюжета романа «Майор Вихрь» положены исторические факты и события героической операции по спасению Кракова от его уничтожения фашистами, проведенной советскими разведчиками в 1944 году. Роман «Семнадцать мгновений весны» – это захватывающий рассказ о срыве нашей разведкой сепаратных переговоров Гиммлера с Даллесом в период Второй мировой войны, а роман «Приказано выжить» – о последних днях Третьего рейха весной 1945 года.

Семёнов, Ю. С. Нежность ; Испанский вариант / Ю. С. Семёнов. – Москва : АСТ, 2008. – 157 с.

ББК 84(2=РУС)6
Отдел абонемента 1023298

Роман «Испанский вариант» и повесть «Нежность» входят в цикл произведений о советском разведчике Максиме Исаеве, легендарном Максе Отто фон Штирлице. В повести «Нежность» Максим Исаев уже несколько лет находится в Шанхае с заданием по разложению белоэмигрантского движения изнутри… Основное действие романа «Испанский вариант» разворачивается в 1938 году на территории республиканской Испании, по земле которой уже грохочут танки мятежного генерала Франко, а фашистские самолёты наносят бомбовые удары по городам и позициям, которые защищают республиканцы и интернационалисты. Ян Пальма – латышский журналист, агент советской разведки, – внедряется в круги германской разведки. Спасти Яна от фашистских застенков может только Штирлиц…

Семёнов, Ю. С. Отчаяние : роман / Юлиан Семёнов. – Москва : Астрель : Олимп, 2010. – 286 с.

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\49440

Роман «Отчаяние» – предпоследний из цикла романов и повестей о советском разведчике Максиме Исаеве, известном читателю и кинозрителю как Макс Отто фон Штирлиц. Блестяще осуществив сложнейшую операцию по разоблачению планов нацистов, осевших после войны в Аргентине, полковник Исаев наконец-то возвращается на Родину. Но сталинская Россия встретила героя не наградами и почестями, а камерой на Лубянке, унизительными допросами, кремлёвскими интригами, склоками и фальшью.

Семёнов, Ю. С. Репортёр : роман / Юлиан Семёнов. – Москва : Олимп : Астрель, 2008. – 254 с.

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\49441

Московский журналист Иван Варравин отправляется по заданию редакции в командировку для расследования нашумевшего дела о хищениях в особо крупных размерах. В результате он оказывается втянут в смертельно опасную историю, связанную с кражей культурных ценностей. Журналисту предстоит, рискуя своей жизнью, помочь полковнику Костенко в раскрытии преступного бизнеса подпольного синдиката…

Семёнов, Ю. С. Семнадцать мгновений весны : романы / Юлиан Семёнов. – Санкт-Петербург: Азбука : Азбука-Аттикурс, 2014. – 893 с. – (Героическая сага).

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\59196

Макс Отто фон Штирлиц (полковник Максим Максимович Исаев) завоевал любовь миллионов читателей и стал по-настоящему народным героем. О нём рассказывают анекдоты и продолжают спорить о его прототипах. Большинство книг о Штирлице экранизированы, а телефильм «Семнадцать мгновений весны» был и остаётся одним из самых любимых и популярных в нашей стране.

Семёнов, Ю. С. Тайна Кутузовского проспекта : роман / Юлиан Семёнов. – Москва : Астрель : Олимп, 2010. – 380 с.

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\49442

Кто он – палач, убивший декабрьским днём 1981 года народную любимицу, замечательную актрису Зою Фёдорову? Спустя годы после рокового выстрела полковник Костенко выходит на его след. Палач «вычислен», и, как это часто бывает, правосудие оказалось бессильно. Но не таков Костенко, чтобы оставить преступника безнаказанным…


90 лет со дня рождения АНАТОЛИЯ ПРИСТАВКИНА


Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931 – 2008) – советский и российский писатель, общественный деятель. В 1952 году окончил Московский авиационный техникум. В 1954 году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. В 1958 году дебютировал как прозаик – в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». В 1961 году Анатолий Приставкин стал членом Союза писателей СССР. В 1963–1966 годах входил в редколлегию журнала «Молодая гвардия». Известность ему принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 году. В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР. В 1989 году повесть «Ночевала тучка золотая» была экранизирована. С 1988 года Приставкин был сопредседателем объединения писателей «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР (России), главным редактором журнала «Апрель». В 1992 году Анатолий Приставкин возглавил Комиссию по помилованиям при президенте Российской Федерации, с декабря 2001 года был советником президента РФ по вопросам помилования. Писатель вёл преподавательскую деятельность: преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы, был доцентом кафедры литературного мастерства. Анатолий Приставкин – лауреат Государственной премии СССР (1988), лауреат международной премии имени А. Меня (2002).

Приставкин, А. И. Городок : роман / А. И. Приставкин. – Москва : Советский писатель,1985. – 448 с.

ББК 84(2=Рус)6
Отдел абонемента 738616

Герои романа приезжают в новые необжитые места и живут во временном посёлке. Посёлок подлежит сносу, и герои романа, строители, переживают ломку не только своих домов, но и ломку характеров, устоявшихся отношений.

Приставкин, А. И. Записки моего современника : сибирские повести / А. И. Приставкин. – Москва : Молодая гвардия, 1964. – 320 с.

ББК 84
Отдел абонемента 789919

Анатолий Приставкин – из тех писателей, которых характеризует прежде всего наличие собственной темы. В своих повестях Приставкин выступает как писатель темы комсомола, строительства новых городов, молодого «моего современника». Тема глубоко и лично знакома Приставкину, который довольно долго проработал на строительстве Братской ГЭС – сначала просто рабочим и только потом собственным корреспондентом «Литературной газеты». О чём пишет Приставкин? О поисках молодыми людьми своего места в жизни, о романтике трудового подвига, о том задоре, той озорной юной атмосфере, в которой и совершаются эти подвиги.

Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая : повесть / А. И. Приставкин. – Минск : ООО Сэр Вит, 1997. – 256 с.

ББК 84 (2Рус)6
Отдел абонемента 911586

История имеет человеческое измерение, поэтому современного читателя так волнует судьба двух братьев, их врагов и друзей. Ещё раз война, ещё раз национальные отношения, ещё раз Северный Кавказ – но оказывается, это не просто архивные документы и газетные строчки… Голодный детский дом, героическая борьба за выживание в немыслимых условиях, ощущение изнуряющего страха и ужаса у мальчишек, не понимающих, что происходит вокруг. Автор продолжает традицию классической русской литературы, изображая страдания людей, вынужденных существовать на пределе жизни, и находя в бесчеловечных, нереальных обстоятельствах чистые души.

Приставкин, А. И. Птушенька / А. И. Приставкин. – Москва : Советская Россия, 1969. – 222 с.

ББК 84
Отдел абонемента 278058

Эта книга автобиографична и едина по своей теме и стилю. Лирический герой её – сам автор, главная тема – Родина. В центре повести – ярко написанные характеры отца, дяди Викентия, Тони, когда-то любимой отцом, и, наконец, Птушеньки, трагически потерявшей в войну всё и всех, но не потерявшей ни благородства, ни мужества, ни достоинства. Птушенька олицетворяет собой главную тему повести – тему Родины, родной Смоленщины.

Подготовила:
библиотекарь 2 категории общего читального зала Екатерина МАЛАШКОВА

Поделиться:

Читайте также: