Ожившая эпоха Льва Толстого

Ожившая эпоха Льва Толстого
(140 лет роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)
(виртуальная книжная выставка)

«Граф Лев Толстой поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда не брала русская литература. Даже у самих Пушкина и Гоголя любовь и страсть не были выражены с такой глубиною и поразительною правдой, как теперь у Толстого».

В. Стасов

«Анна Каренина» есть совершенство как художественное произведение, подвернувшееся как раз кстати, и такое, с которым ничто подобное из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться»

Ф. М. Достоевский

Толстой, Л. Н. Анна Каренина : роман / Лев Николаевич Толстой. – Москва : Эксмо, 2014. – 960 с. – (Шедевры мировой классики).

 140 лет назад Лев Толстой закончил работу над романом «Анна Каренина» – романом, ставшим классикой мировой литературы, который превратился в «зеркало» своей эпохи.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – эта фраза открывает первый том «Анны Карениной» и задает настроение всему роману. На протяжении восьми частей автор описывает радости и тяготы отдельно взятых семей: супружеские измены, свадьбы и рождение детей, ссоры и переживания.

В основе произведения две сюжетные линии:
а) отношения замужней Анны Карениной и молодого и страстно влюбленного в нее Алексея Вронского;
б) семейная жизнь помещика Константина Левина и Кити Щербацкой.

Причем на фоне первой пары, переживающей страсть и ревность, у второй – настоящая идиллия. Кстати, в одном из ранних вариантов роман назывался «Два брака».

Жизни Анны Карениной, казалось бы, можно только позавидовать – женщина из высшего общества, она замужем за знатным чиновником и растит с ним сына. Но все ее существование переворачивает случайная встреча на вокзале. Выходя из вагона, она обменивается взглядом с молодым графом и офицером Вронским. Вскоре пара снова сталкивается – теперь уже на балу. Даже влюбленная во Вронского Кити Щербацкая замечает, что его тянет к Карениной, а та, в свою очередь, испытывает интерес к новоявленному поклоннику.

Но Анне нужно возвращаться в родной Петербург – к мужу и сыну. Настойчивый и упрямый Вронский следует за ней – нисколько не смущаясь ее статуса, он начинает ухаживать за дамой. В течение года герои встречаются на балах и светских раутах, пока не становятся любовниками. За развитием их отношений наблюдает все высшее общество – в том числе и Алексей Каренин, супруг Анны.

Несмотря на то, что героиня ждет ребенка от Вронского, муж не дает ей развода. При родах Анна чуть не умирает, однако уже через месяц после выздоровления уезжает за границу – вместе с Вронским и их маленькой дочкой. Сына же она оставляет на попечении отца.

Но жизнь с любовником не приносит ей счастья. Анна начинает ревновать Вронского, а тот, хоть и любит, но тяготится ею и тоскует. Возвращение в Петербург ничего не меняет – тем более что бывшие друзья избегают их общества. Тогда герои едут сначала в деревню, а потом в Москву – правда, их отношения от этого не становятся крепче. После особенно сильной ссоры Вронский уезжает, чтобы навестить мать. Каренина следует за ним и на вокзале к ней приходит решение, как можно разрешить эту ситуацию и «развязать» всем руки. Она бросается под поезд.

Вронский тяжело переживает утрату и уезжает добровольцем на войну. Их маленькую дочь берет на воспитание Алексей Каренин.

Параллельно Толстой разворачивает еще одну сюжетную линию: описывает историю Кити Щербацкой и Константина Левина. 34-летний помещик был влюблен в 18-летнюю Кити и даже решился сделать ей предложение, но она тогда была увлечена Вронским и отказала. Вскоре офицер уехал за Анной, и Щербацкая осталась «у разбитого корыта». На нервной почве девушка заболела, а Левин укатил обратно – в деревню, управлять своим именьем и работать вместе с крестьянскими мужиками.

Однако Толстой дал своим героям второй шанс: на званом обеде пара снова встретилась. Кити понимает, что она любит Левина, а тот осознает, что его чувства к девушке вовсе не угасли. Герой во второй раз предлагает Щербацкой руку и сердце – и в этот раз она отвечает согласием. Сразу после венчания пара уезжает в деревню. Несмотря на то, что поначалу совместная жизнь дается им нелегко, они счастливы – Кити поддерживает мужа, когда у того умер брат, и рожает Левину ребенка. Именно так, по мнению Толстого, и должна выглядеть семья, а между супругами непременно должна быть духовная близость.

Прототипами многих персонажей стали реальные люди – часть портретов и характеров классик «рисовал» с окружающих его друзей, родственников и просто знакомых, а героя по имени Константин Левин нередко называют альтер-эго самого автора.

Как писал Сергей Толстой, сын классика, «От реалистического романа, каков «Анна Каренина», требуется, прежде всего, правдивость; поэтому для него материалом послужили не только крупные, но и мелкие факты, взятые из действительной жизни». Но что могло натолкнуть автора на такой сюжет?

В XIX веке развод был редким явлением. Общество сурово осуждало и презирало женщин, которые осмеливались оставить семью ради другого мужчины. Однако прецеденты случались – в том числе и в семействе Толстого. Например, его дальний родственник Алексей Толстой женился на Софье Бахметевой – когда пара познакомилась, Бахметева уже состояла в браке с другим и имела дочь. В какой-то мере, Анна Каренина – собирательный образ. Некоторые черты ее внешности напоминают Марию Гартунг – дочь Пушкина, а характер героини и ситуацию, в которой она оказалась, автор «соткал» из нескольких разных историй. Эффектный финал тоже был взят из жизни – под поездом погибла сожительница соседа Толстого по Ясной Поляне – Анна Пирогова. Она очень ревновала своего возлюбленного, а как-то поссорилась с ним и уехала в Тулу. Через три дня женщина передала через ямщика письмо своему сожителю, а сама бросилась под колеса.

Однако в конце XIX века на автора «Анны Карениной» «взъелись» и критики, и читатели. Многих критиков возмутил роман Толстого. Анну Каренину называли безнравственной и аморальной – то есть «в реальности» читатели к ней относились точно так же, как и светские персонажи в книге. Ряд нападок вызвало и описание автором сцены близости между его героиней и Вронским.

Михаил Салтыков-Щедрин отозвался об «Анне Карениной» как о «коровьем романе», где Вронский – «влюбленный бык», а Николай Некрасов написал эпиграмму:

«Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать».

Сам же автор отзывался о своем «детище» так: «Если бы я хотел словами выразить все то, что имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман – тот самый, который я написал, сначала».

Прошло 140 лет. Роман издан практически на всех языках мира, созданы многочисленные экранизации, его ставят на сценах театров. Сегодня имя Анны Карениной стало нарицательным. Однако, при современной жизни, наполненной цифровыми технологиями, все реже мы обращаемся к самому произведению. Хотя, как отмечал Л. Н. Толстой, «во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится. Само же сцепление составлено не мыслью (я думаю), а чем-то другим, и выразить основу этого сцепления непосредственно словами никак нельзя, а можно только посредственно – словами описывая образы, действия, положения».

Сегодня мы живем в другом обществе, чем жили герои романа, но те нравственные понятия о любви, измене, преданности и подлости, рассуждения о добре и зле, жизни и смерти, которые выносит писатель на страницы романа, остаются актуальными и в настоящее время. И каждый из нас, подобно персонажам книги, пытается решить их для себя.

Прототипы героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Анна Каренина

 Достоверно известно, что внешний облик героини сложился у писателя под впечатлением встречи со старшей дочерью А. С. Пушкина Мария Александровна Гартунг. Однако у Анны Карениной были и другие прототипы, в том числе сестра близкого друга Толстого Мария Алексеевна Дьякова-Сухотина, пережившая бракоразводный процесс и имевшая вторую семью. Современники находили и многие другие прототипы, отдельные обстоятельства жизни и смерти которых соотносились с сюжетной линией героини романа, в частности упоминается история взаимоотношений актрисы Марии Гавриловны Савиной с Н. Ф. Сазоновым.

М. А. Пушкина-Гартунг 
(18 мая 1832 – 7 марта 1919) 
дочь великого русского поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина

М. А. Дьякова-Сухотина
(1830-1889)

М. Г. Савина
(1854–1915)
русская актриса

Алексей Вронский

 Одним из прототипов графа Вронского из романа Льва Толстого «Анна Каренина» литературная критика традиционно называет полковника Николая Раевского (1839–1886 гг.) – представителя знаменитой династии прославленных военных Российской империи.

Прототипом Вронского также считают Алексея Константиновича Толстого (1817–1875), флигель-адъютант и поэт. В 1862 году женился на С. А. Миллер-Бахметьевой, которая ради него покинула мужа и семью. Эта история наделала много шума в свете.

Н. Н. Раевский
(1839–1876)
полковник из рода Раевских, участник Среднеазиатских походов и сербско-турецкой войны
А. К. Толстой
(1817–1875)
русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых

Алексей Александрович Каренин

По замыслу, Каренин был «человеком очень добрым, целиком ушедшим в себя, рассеянным и не блестящим в обществе, такой – ученый чудак», с явным авторским сочувствием рисовал образ Л. Н. Толстой. Но в глазах Анны – он чудовище.

Прототипами Каренина могли быть: барон Владимир Михайлович Менгден (1826-1910), помещик и чиновник, член Государственного совета, черствый человек, небольшого роста и малопривлекательный. Но женат был на красавице Елизавете Ивановне Оболенской (ур. Бибиковой) (1822–1902), Л. Н. Толстой говорил: «Она прелесть, и можно только представить, что бы произошло, измени она мужу…»; Сергей Михайлович Сухотин (1818–1886), камергер, советник московской городской конторы. В 1868 году его жена Мария Алексеевна Дьякова добилась развода и вышла за Сергея Александровича Ладыженского. В 1899 году его сын женился на дочери Льва Толстого, Татьяне Львовне; Константин Петрович Победоносцев (1827–1907), обер-прокурор Синода, идеолог эпохи царствования императора Александра Третьего.

В. М. Менгден
(1825–1910)
член Государственного совета, действительный тайный советник из прибалтийского рода Менгденов
К. П. Победоноосцев
(1827–1907)
русский правовед, государственный деятель консервативных взглядов, писатель, переводчик, историк церкви; действительный тайный советник. Главный идеолог контрреформ Александра III.

Константин Дмитриевич Левин

Самый автобиографический герой «Анны Карениной». Он – богатый и знатный помещик, чувствующий, однако, неудовлетворенность от того, что кругом народ живет плохо, и стыдящийся своего богатства и праздного образа жизни. Толстой во многом наделил Левина своими собственными переживаниями.

Л. Н. Толстой
(1876)
Л. Н. Толстой за работой в библиотеке в Ясной поляне

Кити (Екатерина Александровна Щербацкая, позже – жена Левина)

П. С. Щербатова-Уварова Фотография, 1870-е гг.

Прототип – дочь Сергея Александровича Щербатова, директора московской лосинной фабрики, адъютанта генерала И. Ф. Паскевича-Эриванского, друга А. С. Пушкина, Прасковья Сергеевна (1840–1924), к которой Л. Н. Толстой испытывал симпатии, (позднее она вышла замуж за графа А. С. Уварова).

Стива Облонский

В. С. Перфильев (1826–1890)

Уездный предводитель дворянства и московский губернатор Василий Степанович Перфильев (1826–1890). Был женат на П. Ф. Толстой (троюродной сестре Л. Н. Толстого). Прочитав сцену завтрака Облонского, Перфильев однажды сказал Толстому: «Ну, Левочка, цельного калача с маслом за кофеем я никогда не съедал. Это ты на меня уж наклепал!»

Долли Облонская

Супруга Стивы Облонского, мать семерых детей. Напоминает своей погруженностью в домашние семейные дела и заботы о многочисленных детях Софью Андреевну Толстую. «Имя, не характер» совпадает с Дарьей Трубецкой, женой Д. А. Оболенского.

Графиня С. А. Толстая
(урожденная Берс, 1844(18440822)—1919)
правнучка первого министра просвещения П. В. Завадовского, супруга Льва Толстого
Д. П. Трубецкая (Оболенская)
 (1823–1906)

Книги о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

 Альтман, М. С. Читая Толстого / М. С. Альман. – Тула : Приокское книжное издательство, 1966. – 168 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)5-8
190703 – отдел хранения основного фонда

В этой книге исследуются различные проблемы творчества Толстого: бытовые и литературные источники некоторых сюжетов произведений, живые и литературные прототипы персонажей, толстовская ономастика (идейно-поэтическая функция собственных имен героев Толстого), некоторые особенности языка и стиля, связь Толстого с фольклором, литературные взаимосвязи его с писателями русскими (Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Чеховым, Куприным, Блоком) и античными (Геродотом и Платоном).

Бабаев, Э. Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого / Э. Г. Бабаев. – Москва : Художественная литература, 1978. – 158 с. – (Массовая историко-литературная библиотека).

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)
553460 – отдел хранения основного фонда

Книга Э. Г. Бабаева – опыт целостного анализа исторического, нравственного и художественного смысла романа Л. H. Толстого «Анна Каренина». Исследование сюжета и композиции, характеров, стиля и самого «образа времени» позволяет автору во многом по-новому раскрыть художественное своеобразие русского романа и его значения в «истории души человеческой».

Бабаев, Э. Г. Из истории русского романа XIX века: Пушкин, Герцен, Толстой / Э. Г. Бабаев. – М. : МГУ, 1984. – 270 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2=РУС)1
691242 – отдел хранения основного фонда

Монография посвящена историческим, социальным и нравственным исканиям русского романа XIX века. В центре внимания автора – поэтика «свободного романа» А. С. Пушкина («Евгений Онегин») и ее восприятие и развитие в эпических жанрах у А. И. Герцена («Былое и думы») и Л. Н. Толстого («Анна Каренина»).

Бабаев, Э. Г. Роман и время. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого : к 100-летию романа / Э. Г. Бабаев. – Тула : Приокское книжное издательство, 1975. – 232 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2=РУС)5
876327 – отдел абонемента
450146 – отдел хранения основного фонда

В книге рассматриваются социальные, философские, эстетические и бытовые проблемы романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» на фоне жизни общества, современником которого был Л. Н. Толстой.

Вершины : книга о выдающихся произведениях русской литературы / сост. В. И. Кулешов. – Москва : Детская литература, 1983. – 430 с. – (Школьная библиотека).

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)
667738 – отдел хранения основного фонда

Книга включает в себя статьи видных ученых-литературоведов о выдающихся произведениях русской классической литературы – от Н. С. Лескова до В. Г. Короленко. В сборник включена статья Э. Г. Бабаева «Захватывающий интерес современности («Анна Каренина» Л. Н. Толстого)».

Горная, В. З. Мир читает «Анну Каренину» / В. З. Горная. – Москва : Книга, 1979. – 128 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2=РУС)5-8
580817; 580818; 583923 – отдел абонемента
324543; 580816; 580815; 580814 – отдел хранения основного фонда

В книге коротко прослежена судьба романа в оценке крупнейших иностранных писателей и критиков, влияние романа на писателей разных стран мира. Также описана история инсценировок и экранизаций романа, неудачи и успехи на этом пути.

Дистерло, Р. А. Граф Л. Н. Толстой как художник и моралист : критический очерк / Р. А. Дистерло. – 2-е изд. – Москва : Либроком, 2012. – 201 с. – (Многогранный мир идей Льва Толстого).

ББК 83.3(2=РУС)5-8 ББК 87.3(2)5
1\28480 – отдел хранения основного фонда

В книге представлена характеристика Л. Н. Толстого как мыслителя и художника слова. Своей задачей автор ставит наметить основные идеи в творчестве Толстого. В работе анализируются наиболее известные произведения писателя – романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Семейное счастье», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», повесть «Смерть Ивана Ильича», кавказские и севастопольские рассказы. Рассматривается значение этического учения графа Л. Н. Толстого.

Днепров, В. Д. Искусство человековедения : из художественного опыта Л. Толстого / В. Д. Днепров. – Ленинград : Советский писатель, 1985. – 288 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)5-8
711041 – отдел хранения основного фонда

Исследуя художественное постижение человека, В. Днепров показывает, как Л. Н. Толстой строит неповторимо-своеобразные характеры своих героев, как соотносится их внутренний мир с обстоятельствами реального бытия. Как бы рядом с великим писателем читатель проделывает огромную работу человекопознания, проходя школу упорства и непрерывности нравственной работы.

Ермилов, В. В. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» / В. В. Ермилов. – Москва : Госполитиздат, 1963. – 135 с. – (Массовая историко-литературная библиотека).

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)5-8
109898 – отдел абонемента
108996 – отдел хранения основного фонда

В произведениях Л. Н. Толстого исключительно важную, первенствующую роль играет движение, развитие художественной мысли, решающей вопрос о том, как следует жить человечеству. Автор пытается проследить ход художественной мысли, скрепляющей построение романа-трагедии Л. Н. Толстого «Анна Каренина», – мысли, определяющей движение образов романа.

Ермилов, В. В. Толстой-романист. «Война и мир». «Анна Каренина». «Воскресение» / В. В. Ермилов. – Москва : Художественная литература, 1965. – 592 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)5-8
151910; 134739д – отдел хранения основного фонда

Эта книга посвящена трем романам: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». Автор книги стремится показать идейно-художественное своеобразие каждого из этих произведений и вместе с тем раскрыть их внутреннее единство. В чем заключается главная и постоянная художественная мысль Толстого, по-разному развиваемая в трех его романах? Какие новые стороны этой единой поэтической мысли предстают в каждом романе? В чем же секрет притягательной силы великих произведений Л.Н. Толстого?

Жданов, В. А. От «Анны Карениной» к «Воскресению» / В. А. Жданов. – Москва : Книга, 1967. – 280 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)5-8
228874 – отдел хранения основного фонда

Книга «От «Анны Карениной» к «Воскресению»» охватывает двадцатилетний период творчества Толстого, мучительное время его жизни, когда искания правды достигли высшего напряжения и наконец привели его от отчаяния к новому, ясному, как ему тогда представлялось, мировоззрению. «И все, что было справа,– стало слева, и все, что было слева, – стало справа… и доброе и злое переменилось местами». Образно запечатлелось это в творчестве писателя – в бурном потоке исканий, замыслов, неудач и создания гениальных творений.

Жданов, В. А. Творческая история «Анны Карениной» : материалы и наблюдения / В. А. Жданов. – Москва : Советский писатель, 1957. – 263 с.

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)5-8
22546 – общий читальный зал
68147– отдел абонемента

Эта книга – первый опыт изучения творческой истории романа «Анна Каренина». Автор сосредоточил свое внимание на истории текста произведения. В книге не излагается содержание романа, которое так хорошо известно. В книге показывается преимущественно, как проходила работа Толстого, к чему стремился автор, создавая произведение, и как он добивался совершенства формы в единстве с глубиной содержания.

Квитко, Д. Ю. Философия Толстого / Д. Ю. Квитко. – 4-е изд. – Москва : Либроком, 2013. – 227 с. – (Из наследия мировой философской мысли: великие философы).

ББК 87.3(2)5
1\28561 – отдел хранения основного фонда

В книге излагаются философские взгляды великого русского писателя Льва Толстого, его философия истории, отношение к проблемам религии, культуры и искусства. Учение Толстого рассматривается автором как отражение противоречий не только личной жизни писателя, но и российской действительности дореволюционного периода.

Купреянова, Е. Н. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» : из цикла лекций о Л. Н. Толстом / Е. Н. Купреянова. – Тула : Областное книжное издательство, 1953. – 40 с. УДК 8Р1 ББК 83.3(2)
10483 – отдел хранения основного фонда

Автор книги считает, что по глубине и широте содержания, по своим художественным достоинствам социально-психологический роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» принадлежит к числу совершеннейших созданий писателя и представляет собой одно из величайших произведений мировой художественной литературы.

Леонтьев, К. Н. О романах гр. Л. Н. Толстого : анализ, стиль и веяние / К. Н. Леонтьев ; предисловие А. А. Александрова. – 2-е изд. – Москва : Либроком, 2012. – 153 с.

ББК 83.3(2=РУС)5-8
1\28632 – отдел хранения основного фонда

Книга выдающегося русского философа, публициста, литературного критика К. Н. Леонтьева, посвящена критическому анализу двух главных романов Л. Н. Толстого – «Война и мир» и «Анна Каренина». Автор исследует литературный стиль романов, рассматривает затронутые в них проблемы, проводит параллели между героями и событиями двух произведений Толстого, обращаясь также к произведениям других писателей, в частности И. Н. Тургенева и А. С. Пушкина, оказавших, по его мнению, то или иное влияние на творчество Толстого.

Ломунов, К. Н. Лев Толстой : очерк жизни и творчества / К. Н. Ломунов. – Изд. 2-е доп. – Москва : Детская литература, 1984. – 272 с. – (Школьная библиотека)

УДК 8Р1 ББК 83.3(2)5-8
692345 – отдел хранения основного фонда

Книга насыщена достоверным биографическим материалом; жизнь и творчество Л. Н. Толстого раскрываются в целостном единстве. В ней подробно рассказано о становлении Толстого-художника, широко освещено его раннее творчество, прослежена история создания романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат» и других произведений. Книга иллюстрирована документальными фотографиями.

Маймин, Е. А. Лев Толстой : путь писателя / Е. А. Маймин ; отв. ред. Д. С. Лихачев. – 2-е изд. – М. : Наука, 1984. – 192 с.

ББК 83.3(2=РУС)5-8
1019000 – отдел абонемента

Книга посвящена жизни и деятельности Л. Н. Толстого (1828–1910) Автор рассматривает творческий путь великого русского писателя в тесной связи с развитием русской общественной мысли второй половины XIX – начала XX в.

Наживин, И. Ф. Душа Толстого. Неопалимая купина / И. Ф. Наживин. – Москва : Роман-газета, 2010. – 112 с. – (Роман-газета).

ББК 84(2=РУС)6 + 83.3(2=РУС)5-8
1\12218 – отдел хранения основного фонда

Мир Толстого как мир гения – велик и неповторим, судьба его – загадка, и видный писатель Русского Зарубежья Иван Наживин помогает нам приоткрыть над ней завесу. Автор биографического романа, будучи близко знаком со своим героем, трепетно воссоздает непрерывные мучительные поиски им Истины – смысла жизни… В этом и видится современное звучание «Неопалимой купины».

Нефагина, Г. Л. Характеристики персонажей из произведений русской литературы / Г. Л. Нефагина, В. А. Капцев. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2010. – 317 с.

ББК 83.011.2
1\14114 – отдел абонемента

Пособие состоит из отрывков произведений, формирующих многоуровневую характеристику того или иного персонажа: портрет, поступки, манеры, мысли и чувства, фразы, привычки, различные детали. «Чтение» произведения, таким образом, дает возможность проследить не только сюжет, но и представить стиль писателя, особенности его языка и, конечно же, увидеть характер персонажа в развитии.

Пузин, Н. П. Вокруг Толстого / Н. П. Пузин, Т. Н. Архангельская. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1982. – 335 с.

УДК 8Р1
635004 – отдел хранения основного фонда

В книге научных сотрудников музея-усадьбы «Ясная Поляна» исследуются различные стороны жизни и творчества Л. Н. Толстого, рассказывается о его окружении и потомках, об истории создания его произведений.

Энциклопедия литературных произведений / под ред. С. В. Стахорского. – Москва : Вагриус, 1998. – 656 с.

ББК 92.0 ББК 83.3(0)
935196 – информационно-библиографический отдел

Содержит статьи о шедеврах мировой литературы — самых знаменитых романах и повестях, поэмах и стихотворениях, важнейших философских и религиозных книгах человечества, об истории их создания, об авторах, основных идеях и образах. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» – в их числе.

Публикации о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в периодических изданиях:

  1. Алексеев, А. В поисках сермяжной правды. Герои «Анны Карениной» и их время /  А. Алексеев //  Наука и жизнь. – 2006. – № 7. –  С. 56–67.
  2. Белоус, И. А. Заключительный урок по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» / И. А. Белоус //  Литература в школе. –  2005. –  № 9. –  С. 30–32. 
  3. Буланов, А. М. Художественная феноменология стыда в романах Достоевского и Толстого («Идиот» и «Анна Каренина») / А. М. Буланов // Русская литература. – 2001.– № 1. – С. 93–106.
  4. Долженков, П. Н. Толстой и Шопенгауэр: «Анна Каренина» / П. Н. Долженков // Вопросы философии. – 2016. – № 2. – С. 105–112.
  5. Заламбани, М. Институт брака в романе «Анна Каренина» / М. Заламбани ; перевод с итальянского Л. Бескровной // Новое литературное обозрение. – 2011. – № 6. – С. 157–176.
  6. Кибальник, С. А. Споры о Балканской войне на страницах «Анны Карениной» / С. А. Кибальник // Русская литература. – 2010. – № 4. – С. 39–44.
  7. Клех, И. Любовь под подозрением : [о романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»]  / И. Клех //  Новый мир. –  2005. –  № 12. –  С. 145–151. 
  8. Лебедева, А. В. Семантика невербальных компонентов в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» : ситуация общения / А. В. Лебедева  //  Личность. Культура. Общество. –  2008. –  Т. 10, вып. 5–6. –  С. 471–476. 
  9. Мильдон, В. И. Воспитание чувств как проблема европейской культуры («Принцесса Клевская» и «Анна Каренина»)  / В. И. Мильдон //  Вопросы философии. –  2009. –  № 11. –  C. 91–99.
  10. Полтавец, Е. «Анна Каренина» в современной школе: «Полнота страдания и пустота счастья» / Е. Полтавец //  Литература. – 2003. – № 1. – С. 5–12.
  11. Пономарева, Н. Н. «Анна Каренина» и любовная лирика Тютчева / Н. Н. Пономарева // Москва. – 2013. – № 7. – С. 180–189.
  12. Сливицкая, О. В. Об эффекте жизнеподобия в «Анне Карениной» / О. В. Сливицкая  //  Русская литература. –  2002. – № 2. – С. 28–40.
  13. Смиренский, В. Б. «Анна Каренина» и «Красное и черное»: история борьбы с традицией / В. Б. Смиренский // Вопросы литературы. – 2013. – № 5. – С. 439–450.
  14. Степанов, А. В «пронзительном свете» фразеологизма-термина (Л. Толстой. «Анна Каренина») / А. Степанов //  Русский язык в школе. – 2005. – № 6. – C. 62–65.
  15. Столяров, Д. В. Анализ гендерной проблематики романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» посредством психоаналитической парадигмы Карен Хорни / Д. В. Столяров // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 1, Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. – 2016. – № 2. – С. 77–85.
  16. Тарасов, А. Является ли праведницей Анна Каренина? : изучение творчества Л.Н. Толстого / А. Тарасов // Литература в школе. – 2001. – № 3. – С. 2–5.
  17. Титце, Р. После бала : о новом немецком переводе «Анны Карениной» / Розмари Титце // Октябрь. – 2011. – № 2. – С. 173–178.
  18. Тхостов, А. Ш. Преступление и наказание женщины (психоаналитическое эссе) / А. Ш. Тхостов //  Психологический журнал. –  2010. –  Т. 31, № 6. –  С. 70–82.

Подготовила:
ведущий библиотекарь отдела периодических изданий В.А. Дубовик

Поделиться:

Читайте также: