«Мне страшно, что страха в душе моей нет…»

К 150-летию со дня рождения ЗИНАИДЫ ГИППИУС (1869–1945), русской поэтессы, писательницы, драматурга, публициста и литературного критика; яркой представительницы «Серебряного века» и одной из идеологов русского символизма.

Зинаида Гиппиус немало шокировала окружающих своими заявлениями и поведением, равно как и творчеством. Будучи очень известным и влиятельным человеком своего времени, выступая под различными псевдонимами в качестве литературного критика, она приобрела не только громкую славу, но и немало недоброжелателей, недовольных её острым слогом. Да и сама личность писательницы была весьма неординарной, и, надо заметить, что её совершенно не беспокоило мнение окружающих. В истории русской литературы Зинаида Гиппиус осталась как литературная звезда начала XX века наряду с Ахматовой и Цветаевой.

Первые стихотворения Зинаида Гиппиус начала писать ещё в раннем детстве. Будучи впечатлительным ребёнком, она верила во вдохновение, творческий порыв и старалась творить «сразу, без отрыва пера от бумаги». Примечательно, что уже её раннее творчество окрашено оттенками печали, смерти, мрачным настроением и упадком. Не случайно сама поэтесса писала: «Я с детства ранена смертью и любовью». А строки из её стихотворения – тому подтверждение:

Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья лёгкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.
(«Иди за мной», 1895 год)

Многие критики и исследователи творчества Гиппиус отмечают, что на ранний период творчества поэтессы повлияли западные декадентские настроения. Не случайно уже в начале 1900 годов в литературных кругах её стали называть «декадентской мадонной», чья душа «во власти страха».

В возрасте 18 лет Зинаида Гиппиус вышла замуж за Дмитрия Мережковского, с которым они прожили в браке 52 года вплоть до его смерти. Вместе с Мережковским они составили один из наиболее плодотворных и оригинальных творческих супружеских союзов во всей истории литературы. После свадьбы Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский договорились, что она будет писать только прозу, а он – только поэзию, но муж вскоре с согласия супруги нарушил уговор.

Квартира Мережковских в Петербурге стала интеллектуальным центром Петербурга начала двадцатого века. Гиппиус прекрасно вжилась в образ хозяйки литературно-философского салона, который притягивал самых талантливых поэтов, писателей, мыслителей. Кружок перекочевал в Париж, куда в 1906 году супруги добровольно уехали на три года после революционных событий 1905 года. Первая мировая война застала их в России, а Октябрьскую революцию оба восприняли как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В 1919 году они вновь, теперь уже навсегда, покинули Россию и перебрались в Париж. Там же Мережковский скончался в 1941 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. «Я умерла, осталось умереть только телу», – говорила Гиппиус после его смерти. Она пережила мужа на четыре года и обрела вечный покой под одним надгробием с ним.

Современники Гиппиус отмечали, что поэтесса создает вокруг себя миф о своей колкости и безразличности, некой холодности и высокомерности. По природе своей, будучи человеком открытым, сопереживающим другим, отзывчивым, Гиппиус не с каждым проявляла себя такой. Её «двуликость» подчеркивали многие критики и писатели того времени. Андрей Белый в своих воспоминаниях делился, что общение с Гиппиус – это «как вспых сена в засуху», «как брос афоризмов в каминные угли», писал о том, что «она – оса в человеческий рост… ком вспученных красных волос»; но, как отмечает поэт, он в «безответственных разговорах с ней отдыхал».

Гиппиус старалась показывать себя высокомерной и безразличной не только в жизни, но и в своих стихотворениях. Вот, что она писала о своём созданном образе:

В своей бессовестной и жалкой низости,
Она как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности её со мной.
Она шершавая, она колючая,
Она холодная, она змея.
Меня изранила противно-жгучая
Её коленчатая чешуя.
О, если б острое почуял жало я!
Неповоротлива, тупа, тиха.
Такая тяжкая, такая вялая,
И нет к ней доступа — она глуха.
Своими кольцами она, упорная,
Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мёртвая, и эта чёрная,
И эта страшная — моя душа!

О том, что в Гиппиус совмещены и мужские, и женские черты, отмечали как критики и исследователи творчества, так и современники. Многие её стихотворения написаны от лица мужчины, да и в качестве псевдонима поэтесса использовала более чем десяток мужских имен. Чаще всего её критические публикации выходили в свет будучи подписанными «Антон Крайний».

Гиппиус отличалась и экстравагантностью стиля: она могла спокойно появиться на публике и на встрече в мужском костюме, с сигаретой в руках. Этот стиль контрастировал с её хрупкой фигурой, длинными рыжими волосами, за которыми поэтесса тщательно ухаживала, а также её манерой обильно краситься.

Собрание стихотворений. Книга первая. 1889-1903 (1904)
Без талисмана (1896)
Новые люди. Первая книга рассказов (1896; 1907)
Зеркала. Вторая книга рассказов (1898)
Победители (1898)
Сумерки духа (1899)
Святая кровь. Драма (1900)
Третья книга рассказов (1901)
Нет и да. Грубые сцены (1906)
Алый меч. Четвёртая книга рассказов (1907)
Маков цвет. Драма в четырёх действиях (1907)
Новые люди. Первая книга рассказов (1907)
Литературный дневник. Критические статьи (1908)
Чёрное по белому. Пятая книга рассказов (1908)
Собрание стихотворений. Книга вторая. 1903-1909 (1910)
Чёртова кукла. Роман (1911)
Лунные муравьи. Шестая книга рассказов (1912)
Роман-царевич. Роман (1913)
Зелёное кольцо. Пьеса в четырёх действиях (1916)
Последние стихи. 1914-1918. (1918)
Стихи. Дневник 1911-1921 (1922)
Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники 1914–1919
Мечты и кошмар. Неизвестная проза 1920-1925 годов
Живые лица. Сборник биографических очерков, рассказов о современниках (1925)
Чего не было и что было. Неизвестная проза 1926-1930 годов 
Мемуары Мартынова. Сборник рассказов, повестей (1927)
Синяя Книга. Петербургские дневники 1914-1938 (1929)
Сияния (серия «Русские поэты», Париж, 1938)
Арифметика любви. Неизвестная проза 1931-1939 годов

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЗИНАИДЫ ГИППИУС

Блистательные поэтессы Серебряного века : [сборник стихов и иллюстраций : А. Ахматова, З. Гиппиус, М. Лохвицкая, Н. Львова, С. Парнок, П. Соловьева, Н. Тэффи, М. Цветаева] / ведущий редактор : С. Н. Абовская. – Москва : Олма Медиа Групп, 2013. – 303 с. – (Классика в иллюстрациях).
ББК 84(2Рос)
Общий читальный зал 1\35750

В этой книге собраны стихи восьми блистательных русских поэтесс, завоевавших известность и славу в начале XX века. Это время, именуемое «Серебряным веком», было необычайно богато талантами. Многие поэтессы, исключая гениальных Ахматову и Цветаеву, оказались незаслуженно забыты. А между тем их творчество позволяет по-особому взглянуть на поэтическую картину жизни, ведь женщина – сама воплощённая поэзия, она столь же непостижима и легка, прекрасна, жестока и милосердна…

Вульф, В. Я. Женщины, вдохновлявшие гениев: музы, жёны, возлюбленные / Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. – Москва : Эксмо : ЯУЗА, 2014. – 317 с. – (Самые желанные женщины).
ББК 63.3(0)
Отдел абонемента 1\46896
Отдел хранения основного фонда 1\46895

Говорят, что за каждым великим мужчиной обязательно стоит незаурядная женщина. Даже величие нуждается во вдохновении, лучшим источником которого всегда была и будет любовь. И не важно, кем приходится гению его избранница: женой, возлюбленной или тайной, но самой близкой подругой. Главное – она его муза. Их отношения бывают столь болезненными и мучительными, что кажется, будто такие союзы заключаются в аду, а не на небесах. Но без этих союзов оскудели бы и искусство, и наука, и даже политика…

Гиппиус, З. Н. Дневники : воспоминания, мемуары / З. Н. Гиппиус. – Минск : Харвест, 2004. – 303 с. –(Воспоминания).
ББК 84(2=РУС)
Отдел хранения основного фонда 969408

Вы видели когда-нибудь лестницу в подвал? Ту самую, которая начинается на светлой площадке и теряется где-то далеко во мраке. Долгая дорога вниз, когда каждый шаг темнее предыдущего. Эти дневники – лестница в подвал. То, с чего всё начинается, это и пафос (куда же Гиппиус без него), это планы, иллюзии, и, главное, это надежда. Которой становится настолько мало к концу записей, что она не способна осветить следующую ступеньку, за которой может быть и ступенька, и провал, и самое дно.

Гиппиус, З. Н. Живые лица / З. Гиппиус. – Москва : Роман-газета, 2011. – 80 с. – (Роман-газета).
ББК 84(2=РУС)
Отдел абонемента 1\17955

Богема называла её «декадентской мадонной. Её влияние на формирование «лица» русской литературы 1910-20-х годов очевидно, а литературную жизнь русского зарубежья невозможно представить без участия в ней 3. Гиппиус.

«Живые лица» – серия созданных Гиппиус портретов своих современников: А. Блока, В. Брюсова, В. Розанова, А. Вырубовой и др.

Гиппиус, З. Н. Лирика / З. Н. Гиппиус. – Москва : АСТ, 2003. – 415 с.
ББК 84(2=РУС)
Отдел абонемента 958329

В предлагаемый читателю однотомник вошли лучшие лирические произведения известной поэтессы Зинаиды Гиппиус.

Гиппиус, З. Н. Арифметика любви : неизвестная проза 1931-1939 гг. / З. Н. Гиппиус. – Санкт-Петербург : Росток, 2003. – 640 с.
ББК 84(2=РУС)
Отдел хранения основного фонда 985451

«В моём духе – я больше мужчина, в моём теле – я больше женщина», – так себя характеризовала Зинаида Гиппиус. Личность и творчество «сатанессы из Петербурга» породили самые разноречивые отклики, но при этом критики и мемуаристы солидарны в том, что видят в ней ключевую фигуру для понимания идейно-художественной атмосферы «Серебряного века».

В настоящую книгу вошли сочинения разных лет и разных жанров, свидетельствующие о многогранности и цельности творческого дара, томимого жаждой «того, чего нет на свете».

Гиппиус, З. Н. Стихотворения / З. Гиппиус. – Москва : Полиграфия, 1991. – 125 с.
ББК 84(2=РУС)
Отдел редкой книги 975010

Зинаида Николаевна Гиппиус – видная поэтесса «Серебряного века», признанный идеолог символизма в русской поэзии. Стихи Гиппиус, по её словам, сотворены ею для самой себя. Они, как молитва, обнажают тайные, интимные уголки души. Зинаида Гиппиус не приняла революцию и вынуждена была эмигрировать вместе с мужем Дмитрием Мережковским. В эмиграции творчество Гиппиус приобретает упаднические настроения, в которых слышатся меланхолия и тоска по прежней великой России.

Женская драматургия серебряного века / сост., вступ. ст. и коммент. М. Михайловой. – Санкт-Петербург : Гиперион, 2009. – 566 с.
ББК 84(2=РУС)
Отдел хранения основного фонда 1\6327

В предлагаемом издании впервые собраны пьесы русских писательниц «Серебряного века». Среди них есть имена известные (3. Гиппиус, Тэффи, Т. Щепкина-Куперник), а есть и такие, которые до сих пор находятся в тени своих более успешных современниц (А. Мирэ, A. Map, H. Лухманова). Но и те, и другие демонстрируют тематическое и жанровое разнообразие своих драматургических сочинений и доказывают, что взлёт женской драматургии был в определённой степени подготовлен совместными усилиями женщин-драматургов начала XX столетия.

Крайний, Антон. Литературный дневник (1899-1907) / Антон Крайний. – Москва : Аграф, 2000. – 320 с.
ББК 83.3(2Рос=Рус)
Отдел абонемента 1005127
Отдел хранения основного фонда 1005126

Современники называли Зинаиду Гиппиус «сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной» за своеобразную красоту, острый язык и смелость. Она начала писать стихи в 16 лет, а позже создавала романы и публицистические статьи и стала основательницей нескольких литературных салонов.

Лирика Серебряного века / [отв. ред. Н. Розман]. – Москва : Эксмо, 2015. – 253, [1] с. – (Классика в школе).
ББК 84(2Рос)
Отдел обслуживания учащихся 6-9 классов 1\57025 

В книгу вошли произведения крупнейших поэтов рубежа XIX-XX вв., лидеров и теоретиков поэзии модернизма, а также стихотворения поэтов мало известных широкому кругу читателей. Собранное вместе поэтическое наследие этого периода позволяет оценить явление, названное «Серебряным веком» русской поэзии.

Русова, Н. Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского / Н. Ю. Русова. – Москва : Глобулус : ЭНАС, 2007. – 198 с.
ББК 83.3(2)
Общий читальный зал 1\5056

Своеобразная хрестоматия Н. Русовой включает 49 поэтических шедевров русских авторов. Уникальность книги – в соединении интереснейших фактов о самих творцах с анализом текстов лирических стихотворений. Разносторонность комментариев составляет особую ценность.

В книгу включены впечатления современников поэтов: об их внешности, поведении, манере чтения своих стихов, а также сведения о том, как лирическая ситуация, послужившая основой стихотворения, нашла отражение в творчестве других авторов.

 

Подготовила:
библиотекарь II категории отдела по обслуживанию пользователей Ольга Баранова

 

Поделиться:

Читайте также: