«Мне страшно, что страха в душе моей нет…»
К 150-летию со дня рождения ЗИНАИДЫ ГИППИУС (1869–1945), русской поэтессы, писательницы, драматурга, публициста и литературного критика; яркой представительницы «Серебряного века» и одной из идеологов русского символизма.
Зинаида Гиппиус немало шокировала окружающих своими заявлениями и поведением, равно как и творчеством. Будучи очень известным и влиятельным человеком своего времени, выступая под различными псевдонимами в качестве литературного критика, она приобрела не только громкую славу, но и немало недоброжелателей, недовольных её острым слогом. Да и сама личность писательницы была весьма неординарной, и, надо заметить, что её совершенно не беспокоило мнение окружающих. В истории русской литературы Зинаида Гиппиус осталась как литературная звезда начала XX века наряду с Ахматовой и Цветаевой.
Первые стихотворения Зинаида Гиппиус начала писать ещё в раннем детстве. Будучи впечатлительным ребёнком, она верила во вдохновение, творческий порыв и старалась творить «сразу, без отрыва пера от бумаги». Примечательно, что уже её раннее творчество окрашено оттенками печали, смерти, мрачным настроением и упадком. Не случайно сама поэтесса писала: «Я с детства ранена смертью и любовью». А строки из её стихотворения – тому подтверждение:
Полуувядших лилий аромат
Мои мечтанья лёгкие туманит.
Мне лилии о смерти говорят,
О времени, когда меня не станет.
(«Иди за мной», 1895 год)
Многие критики и исследователи творчества Гиппиус отмечают, что на ранний период творчества поэтессы повлияли западные декадентские настроения. Не случайно уже в начале 1900 годов в литературных кругах её стали называть «декадентской мадонной», чья душа «во власти страха».
В возрасте 18 лет Зинаида Гиппиус вышла замуж за Дмитрия Мережковского, с которым они прожили в браке 52 года вплоть до его смерти. Вместе с Мережковским они составили один из наиболее плодотворных и оригинальных творческих супружеских союзов во всей истории литературы. После свадьбы Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский договорились, что она будет писать только прозу, а он – только поэзию, но муж вскоре с согласия супруги нарушил уговор.
Квартира Мережковских в Петербурге стала интеллектуальным центром Петербурга начала двадцатого века. Гиппиус прекрасно вжилась в образ хозяйки литературно-философского салона, который притягивал самых талантливых поэтов, писателей, мыслителей. Кружок перекочевал в Париж, куда в 1906 году супруги добровольно уехали на три года после революционных событий 1905 года. Первая мировая война застала их в России, а Октябрьскую революцию оба восприняли как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В 1919 году они вновь, теперь уже навсегда, покинули Россию и перебрались в Париж. Там же Мережковский скончался в 1941 году и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. «Я умерла, осталось умереть только телу», – говорила Гиппиус после его смерти. Она пережила мужа на четыре года и обрела вечный покой под одним надгробием с ним.
Современники Гиппиус отмечали, что поэтесса создает вокруг себя миф о своей колкости и безразличности, некой холодности и высокомерности. По природе своей, будучи человеком открытым, сопереживающим другим, отзывчивым, Гиппиус не с каждым проявляла себя такой. Её «двуликость» подчеркивали многие критики и писатели того времени. Андрей Белый в своих воспоминаниях делился, что общение с Гиппиус – это «как вспых сена в засуху», «как брос афоризмов в каминные угли», писал о том, что «она – оса в человеческий рост… ком вспученных красных волос»; но, как отмечает поэт, он в «безответственных разговорах с ней отдыхал».
Гиппиус старалась показывать себя высокомерной и безразличной не только в жизни, но и в своих стихотворениях. Вот, что она писала о своём созданном образе:
В своей бессовестной и жалкой низости,
Она как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности её со мной.
Она шершавая, она колючая,
Она холодная, она змея.
Меня изранила противно-жгучая
Её коленчатая чешуя.
О, если б острое почуял жало я!
Неповоротлива, тупа, тиха.
Такая тяжкая, такая вялая,
И нет к ней доступа — она глуха.
Своими кольцами она, упорная,
Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мёртвая, и эта чёрная,
И эта страшная — моя душа!
О том, что в Гиппиус совмещены и мужские, и женские черты, отмечали как критики и исследователи творчества, так и современники. Многие её стихотворения написаны от лица мужчины, да и в качестве псевдонима поэтесса использовала более чем десяток мужских имен. Чаще всего её критические публикации выходили в свет будучи подписанными «Антон Крайний».
Гиппиус отличалась и экстравагантностью стиля: она могла спокойно появиться на публике и на встрече в мужском костюме, с сигаретой в руках. Этот стиль контрастировал с её хрупкой фигурой, длинными рыжими волосами, за которыми поэтесса тщательно ухаживала, а также её манерой обильно краситься.
Собрание стихотворений. Книга первая. 1889-1903 (1904)
Без талисмана (1896)
Новые люди. Первая книга рассказов (1896; 1907)
Зеркала. Вторая книга рассказов (1898)
Победители (1898)
Сумерки духа (1899)
Святая кровь. Драма (1900)
Третья книга рассказов (1901)
Нет и да. Грубые сцены (1906)
Алый меч. Четвёртая книга рассказов (1907)
Маков цвет. Драма в четырёх действиях (1907)
Новые люди. Первая книга рассказов (1907)
Литературный дневник. Критические статьи (1908)
Чёрное по белому. Пятая книга рассказов (1908)
Собрание стихотворений. Книга вторая. 1903-1909 (1910)
Чёртова кукла. Роман (1911)
Лунные муравьи. Шестая книга рассказов (1912)
Роман-царевич. Роман (1913)
Зелёное кольцо. Пьеса в четырёх действиях (1916)
Последние стихи. 1914-1918. (1918)
Стихи. Дневник 1911-1921 (1922)
Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники 1914–1919
Мечты и кошмар. Неизвестная проза 1920-1925 годов
Живые лица. Сборник биографических очерков, рассказов о современниках (1925)
Чего не было и что было. Неизвестная проза 1926-1930 годов
Мемуары Мартынова. Сборник рассказов, повестей (1927)
Синяя Книга. Петербургские дневники 1914-1938 (1929)
Сияния (серия «Русские поэты», Париж, 1938)
Арифметика любви. Неизвестная проза 1931-1939 годов
ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЗИНАИДЫ ГИППИУС
![]() |
Блистательные поэтессы Серебряного века : [сборник стихов и иллюстраций : А. Ахматова, З. Гиппиус, М. Лохвицкая, Н. Львова, С. Парнок, П. Соловьева, Н. Тэффи, М. Цветаева] / ведущий редактор : С. Н. Абовская. – Москва : Олма Медиа Групп, 2013. – 303 с. – (Классика в иллюстрациях). В этой книге собраны стихи восьми блистательных русских поэтесс, завоевавших известность и славу в начале XX века. Это время, именуемое «Серебряным веком», было необычайно богато талантами. Многие поэтессы, исключая гениальных Ахматову и Цветаеву, оказались незаслуженно забыты. А между тем их творчество позволяет по-особому взглянуть на поэтическую картину жизни, ведь женщина – сама воплощённая поэзия, она столь же непостижима и легка, прекрасна, жестока и милосердна… |
![]() |
Вульф, В. Я. Женщины, вдохновлявшие гениев: музы, жёны, возлюбленные / Виталий Вульф, Серафима Чеботарь. – Москва : Эксмо : ЯУЗА, 2014. – 317 с. – (Самые желанные женщины). Говорят, что за каждым великим мужчиной обязательно стоит незаурядная женщина. Даже величие нуждается во вдохновении, лучшим источником которого всегда была и будет любовь. И не важно, кем приходится гению его избранница: женой, возлюбленной или тайной, но самой близкой подругой. Главное – она его муза. Их отношения бывают столь болезненными и мучительными, что кажется, будто такие союзы заключаются в аду, а не на небесах. Но без этих союзов оскудели бы и искусство, и наука, и даже политика… |
![]() |
Гиппиус, З. Н. Дневники : воспоминания, мемуары / З. Н. Гиппиус. – Минск : Харвест, 2004. – 303 с. –(Воспоминания). Вы видели когда-нибудь лестницу в подвал? Ту самую, которая начинается на светлой площадке и теряется где-то далеко во мраке. Долгая дорога вниз, когда каждый шаг темнее предыдущего. Эти дневники – лестница в подвал. То, с чего всё начинается, это и пафос (куда же Гиппиус без него), это планы, иллюзии, и, главное, это надежда. Которой становится настолько мало к концу записей, что она не способна осветить следующую ступеньку, за которой может быть и ступенька, и провал, и самое дно. |
![]() |
Гиппиус, З. Н. Живые лица / З. Гиппиус. – Москва : Роман-газета, 2011. – 80 с. – (Роман-газета). Богема называла её «декадентской мадонной. Её влияние на формирование «лица» русской литературы 1910-20-х годов очевидно, а литературную жизнь русского зарубежья невозможно представить без участия в ней 3. Гиппиус. «Живые лица» – серия созданных Гиппиус портретов своих современников: А. Блока, В. Брюсова, В. Розанова, А. Вырубовой и др. |
![]() |
Гиппиус, З. Н. Лирика / З. Н. Гиппиус. – Москва : АСТ, 2003. – 415 с. В предлагаемый читателю однотомник вошли лучшие лирические произведения известной поэтессы Зинаиды Гиппиус. |
![]() |
Гиппиус, З. Н. Арифметика любви : неизвестная проза 1931-1939 гг. / З. Н. Гиппиус. – Санкт-Петербург : Росток, 2003. – 640 с. «В моём духе – я больше мужчина, в моём теле – я больше женщина», – так себя характеризовала Зинаида Гиппиус. Личность и творчество «сатанессы из Петербурга» породили самые разноречивые отклики, но при этом критики и мемуаристы солидарны в том, что видят в ней ключевую фигуру для понимания идейно-художественной атмосферы «Серебряного века». В настоящую книгу вошли сочинения разных лет и разных жанров, свидетельствующие о многогранности и цельности творческого дара, томимого жаждой «того, чего нет на свете». |
![]() |
Гиппиус, З. Н. Стихотворения / З. Гиппиус. – Москва : Полиграфия, 1991. – 125 с. Зинаида Николаевна Гиппиус – видная поэтесса «Серебряного века», признанный идеолог символизма в русской поэзии. Стихи Гиппиус, по её словам, сотворены ею для самой себя. Они, как молитва, обнажают тайные, интимные уголки души. Зинаида Гиппиус не приняла революцию и вынуждена была эмигрировать вместе с мужем Дмитрием Мережковским. В эмиграции творчество Гиппиус приобретает упаднические настроения, в которых слышатся меланхолия и тоска по прежней великой России. |
![]() |
Женская драматургия серебряного века / сост., вступ. ст. и коммент. М. Михайловой. – Санкт-Петербург : Гиперион, 2009. – 566 с. В предлагаемом издании впервые собраны пьесы русских писательниц «Серебряного века». Среди них есть имена известные (3. Гиппиус, Тэффи, Т. Щепкина-Куперник), а есть и такие, которые до сих пор находятся в тени своих более успешных современниц (А. Мирэ, A. Map, H. Лухманова). Но и те, и другие демонстрируют тематическое и жанровое разнообразие своих драматургических сочинений и доказывают, что взлёт женской драматургии был в определённой степени подготовлен совместными усилиями женщин-драматургов начала XX столетия. |
![]() |
Крайний, Антон. Литературный дневник (1899-1907) / Антон Крайний. – Москва : Аграф, 2000. – 320 с. Современники называли Зинаиду Гиппиус «сатанессой», «реальной ведьмой», «декадентской мадонной» за своеобразную красоту, острый язык и смелость. Она начала писать стихи в 16 лет, а позже создавала романы и публицистические статьи и стала основательницей нескольких литературных салонов. |
![]() |
Лирика Серебряного века / [отв. ред. Н. Розман]. – Москва : Эксмо, 2015. – 253, [1] с. – (Классика в школе). В книгу вошли произведения крупнейших поэтов рубежа XIX-XX вв., лидеров и теоретиков поэзии модернизма, а также стихотворения поэтов мало известных широкому кругу читателей. Собранное вместе поэтическое наследие этого периода позволяет оценить явление, названное «Серебряным веком» русской поэзии. |
![]() |
Русова, Н. Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского / Н. Ю. Русова. – Москва : Глобулус : ЭНАС, 2007. – 198 с. Своеобразная хрестоматия Н. Русовой включает 49 поэтических шедевров русских авторов. Уникальность книги – в соединении интереснейших фактов о самих творцах с анализом текстов лирических стихотворений. Разносторонность комментариев составляет особую ценность. В книгу включены впечатления современников поэтов: об их внешности, поведении, манере чтения своих стихов, а также сведения о том, как лирическая ситуация, послужившая основой стихотворения, нашла отражение в творчестве других авторов.
|
Подготовила:
библиотекарь II категории отдела по обслуживанию пользователей Ольга Баранова