«Лебединое озеро»

Сегодня «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского, возможно, самый знаменитый во всём мире балет, ставший символом классического балетного искусства. В нашей электронной выставке мы постараемся ответить на ряд вопросов об этом балетном спектакле. Понимал ли Пётр Ильич Чайковский, что будет автором шедевра? Как складывалась судьба необычного спектакля, сцены из которого стали известны каждому? Кто воплотил образы главных персонажей, Зигфрида и Одетты?

К балетному искусству П.И.Чайковский, как и все в то время, относился как к искусству развлекательному, придворному, зрелищному. И за сочинение «Лебединого озера» взялся из-за денег. О том, что этому балетному спектаклю суждено изменить статус балета в музыкальном искусстве, он и не думал.

В фольклоре был широко известен сюжет про девушку, силой злого волшебства превращённую в птицу. Композитор воплотил идею о прекрасной и вечной любви, взяв за основу образы из немецкой сказки, где героя звали Зигфридом, а героиню — Одеттой.

Музыка к балету была завершена 10 апреля 1876 года, а 20 февраля 1877 года в Москве состоялся первый балет Чайковского «Лебединое озеро».

Автором либретто балета «Лебединое озеро» стал Владимир Петрович Бегичев — русский драматург, управляющий императорскими московскими театрами, в 1864-1881 гг. — инспектор репертуара.

По отзывам современников либретто оказалось запутанным, а сюжет настолько сложным, что балерине, исполнявшей роль Одетты, приходилось брать с собой шпаргалку с «текстом» роли, которую она прятала в складках украшенной перьями юбки.

Постановщиком выступил чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. По отзывам современников постановка В. Рейзингера мало чем отличалась от многих балетных постановок того времени, но вызывала чувство протеста исключительно на фоне прекрасной музыки П. Чайковского.

Первой исполнительницей Одетты-Одиллии в балете «Лебединое озеро» стала русская артистка балета, солистка московского Большого театра Полина Михайловна Карпакова.

Когда была завершена работа над партитурой балета Чайковский по просьбе Карпаковой написал для неё вставной номер для III действия — «Русский танец», который балерина исполняла во всех представлениях.

Только на четвёртом представлении главную партию впервые исполнила первая балерина труппы московского императорского Большого театра, артистка Анна Собещанская.

В начале от роли Одетты балерина отказалась. Причиной этого конфликта с Петром Чайковским было то, что композитор не написал для неё в 3-м акте ни одного танцевального номера — она участвовала только в танцах невест. В конце концов недоразумение было улажено: Чайковский согласился написать музыку сольного танцевального номера. Так родился маленький шедевр Чайковского — музыка к «чёрному» па де де, дуэту Одиллии и Принца Зигфрида.

Несмотря на прекрасную музыку Петра Чайковского первая редакция балета с частыми переделками, представленная в Москве в Большом театре, сошла со сцены тихо и незаметно. В репертуаре она удерживалась до 1883г., но к середине 1890-х гг. эта редакция балета была прочно забыта и на последующие версии никак не повлияла.

Не стала значимым событием в череде хореографических интерпретаций «Лебединого озера» и отдельная постановка второго акта, предпринятая в 1888г. в Праге хореографом Августом Бергером. Несмотря на выдающийся успех, почин Бергера остался «разовой» акцией, рассчитанной на несколько представлений и после них также канул в вечность.

Совершенно иначе складывалась история «Лебединого озера» в Петербурге.

Лев Иванович Иванов — русский артист балета, балетный педагог, являвшийся в то время балетмейстером Мариинского театра, начал работу над новой редакцией балета при участии композитора. Но внезапная смерть Петра Чайковского 25 октября 1893 года разрушила все планы.

В программу концерта памяти композитора, проведённого в Мариинском театре 17 февраля 1894, была включена только вторая картина «Лебединого озера». Лев Иванов не смог за два месяца сочинить весь балет — с тем, чтобы его показали на вечере памяти. А главный балетмейстер театра, Мариус Петипа, который сумел бы поставить спектакль в короткий срок, был болен.

Но, как ни странно, именно благодаря этому факту увидела свет фантастическая хореография второго действия «Лебединого озера», сочинённая Львом Ивановым. Новую музыкальную редакцию к ней подготовил капельмейстер балета Р.Е. Дриго, декорации к спектаклю создал М.И. Бочаров.

После успеха на вечере памяти Петра Чайковского было решено ставить балет целиком.

Мариус Петипа, французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог, посчитал своим долгом дать новую жизнь балету Чайковского. Петипа отредактировал либретто, созданное В. П. Бегичевым, и изменил трагический финал. Вместе с композитором Рикардо Диего Мариус Петипа также сделал редактуру партитуры.

Полностью балет «Лебединое озеро» с хореографией Льва Иванова (2-е и 4-е действия) и Мариуса Петипа (1-е и 3-е действие) были показаны 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра. Именно с этой даты началась подлинная история балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского.

Главную партию Одетты-Одиллии на премьере в Санкт-Петербурге танцевала одна из лучших балерин Европы того времени, прославленная итальянская виртуозка Пьерина Леньяни.

Леньяни идеально воплотила образы Одетты и Одиллии. Несмотря на два разных, взаимоисключающих характера — нежная, чистая Одетта и коварная, страстная Одиллия — партия была исполнена виртуозно.

«Лебединое озеро» Пьерина Леньяни исполнила 16 раз в театральном сезоне 1895-1896 годов и 4 раза в сезоне 1898-1899 годов. После того, как она покинула Россию, партия Одетты и Одиллии перешла к Матильде Кшесинской.

С даты завершения «Лебединого озера» балетный театр вступил в новую эпоху. Нелюбимой партитуре Петра Чайковского была суждена мировая слава и невероятность популярность.

Версия Петипа-Иванова стала классической основой большинства постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских. Эти два талантливых балетмейстера заложили основные традиции, определяющие подход к авторскому тексту П.И. Чайковского. Свободный же пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П. И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход.

За более чем 100-летнюю историю «Лебединого озера» многие хореографы пробовали по-своему интерпретировать его фантастические образы.

Уже в ХХ веке к «Лебединому озеру» обращались А.Я. Ваганова и А.А. Горский, Ф.В. Лопухов и В.П. Бурмейстер, Ю.Н. Григорович и Б.А. Мессерер, Дж. Ноймайер и Г. Мерфи. Наиболее радикальными считаются венская постановка Рудольфа Нуреева и версия Владимира Бурмейстера.

На белорусской сцене «Лебединое озеро» впервые поставлено в 1939 году. А первой Одеттой-Одиллией белорусской сцены стала ведущая балерина Минского театра Зинаида Васильева — воспитанница ленинградской школы, ученица самой Агриппины Вагановой. Она стала любимицей публики благодаря заразительности виртуозного классического танца и небывалому качеству прыжка, за что её называли «летающей балериной».

В Национальном Большом театре оперы и балета спектакль пережил четыре редакции. Коллектив белорусского театра неоднократно показывал спектакль на гастролях за рубежом. Сегодня этот балет является одним из лучших в репертуаре Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

«Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского, созданное 10 апреля 1876 г., стало одним из любимых произведений поклонников балетного искусства. Это спектакль, изменивший балетную картину мира.

Более подробно о композиторе П.И. Чайковском, истории создания балета «Лебединое озеро», артистах, участвовавших в балетном спектакле, можно узнать, познакомившись со следующими книгами из фонда отдела литературы по искусству: 

Книги о Петре Ильиче Чайковском

Пётр Ильич Чайковский и театр

История балета

Хореографы и артисты балета, задействованные в балете «Лебединое озеро»

Нотные сборники

Звукозапись балета «Лебединое озеро»

Статьи в периодической печати о балете «Лебединое озеро»

  1. Александрова, Т. Легенды «Озера»: [о балете русского композитора П. И. Чайковского «Лебединое озеро»] / Т. Александрова // Партер. — 2015. — № 4. — С. 18—20.
  2. Аловер, Н. Конец сказки или жизни? : [о балетном спектакле французского хореографа Жана Кристофа Майо «Лебединое озеро» на музыку П. И. Чайковского с добавлением музыки Бернаода Майо] / Н. Аловерт // Балет. — 2014. — № 3. — С. 46—47
  3. Бунцэвич, Н. Чайковский на белорусской сцене / Н. Бунцевич // Партер. — 2015. — № 4. — С. 12—15.
  4. Ван Сяодань Особенности прочтения балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в мировом искусстве / Ван Сяодань, Н. В. Карчевская // Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. — 2011. — № 2. — С. 36—40.
  5. Галкин, А. Pas de deux a trois: к вопросу об одной из загадок первой петербургской постановки «Лебединое озеро» / А. Галкин // Балет. — 2015. — № 2. — С. 30—31.
  6. Галкин, А. Три взгляда на «Лебединое озеро»: об одной театральной работе М. И. Бочарова / А. Галкин // Сцена. — 2015. — № 3. — С. 50—53.
  7. Моисеев, Я. Три сказки: [о балете русского композитора П. Чайковского «Лебединое озеро»] / Я. Моисеев // Музыкальная жизнь. — 2009. — № 6. — С. 35—38.
  8. Познанский, А. Н. Новое о «Лебедином»: [о балете «Лебединое озеро» русского композитора П. И. Чайковского] / А. Познанский // Балет. — 2010. — № 4. — С. 24—27.
  9. Уральская, В. Самозабвенная красота: [о постановке балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в Михайловском театре Санкт-Петербурга] / В. Уральская // Балет. — 2009. — № 6. — С. 34—35.
Поделиться:

Читайте также: