Жан Батист Мольер. Создатель высокой комедии

«Театр – это зеркало общества. Изображая людей, вы пишете с натуры. Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, если в них не узнают людей вашего века». Это изречение принадлежит выдающемуся французскому комедиографу, театральному деятелю, актёру, реформатору сценического искусства Жану Батисту Мольеру, 400-летие со дня рождения которого отмечают 13 января.

Жан Батист Поклен (Мольер) первым заставил смотреть на комедию как на жанр, равный трагедии. Он синтезировал лучшие достижения комедии от Аристофана до современной ему комедии классицизма, включая опыт Сирано де Бержерака, которого учёные часто упоминают среди непосредственных создателей первых образцов национальной французской комедии.

В жизни Мольера-комедиографа были и взлёты, и падения. Несмотря на все споры вокруг его личной жизни и взаимоотношений с двором, до сих пор не увядает интерес к его творениям, ставшим для последующих поколений своеобразным критерием высокого творчества: «Школа мужей» (1661), «Школа жён» (1662), «Тартюф» (1664), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665), «Мизантроп» (1666), «Лекарь поневоле» (1666), «Мещанин во дворянстве» (1670) и др.

Он оказал большое влияние на всё последующее развитие комедии. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, Мольер создал жанр бытовой комедии, где буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Кроме того, Мольер основал новый, особый театральный жанр – комедия-балет. Мольер и сам размышлял о своём новаторстве в жанре комедии – устами героя пьесы «Школа жён» писатель высказывает своё кредо комедиографа: «Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно… Заставить порядочных людей смеяться – дело нелёгкое…».

На книжной выставке «Создатель высокой комедии», открывшейся 18 января в Музее редкой книги, представлен двухтомник Мольера из серии «Библиотека Великих писателей», который был издан АО «Брокгауза и Ефрона» в 1912 году. Издание содержит роскошные иллюстрации, подробную вступительную статью о творчестве автора.  Книги в издательских переплётах начала ХХ века. Наиболее ценным является 2-й том данного издания, т. к. тираж его был небольшим. Переплётные крышки обтянуты коленкором, уголки и корешок выполнены из кожи, на верхней переплётной крышке – тиснение золотом.

Из книжной коллекции Паскевичей на экспозиции представлены собрание сочинений Ж. Б. Мольера в 8-ми томах, изданное в Париже в конце XVIII – начале XIX века, а также книга «Тартюф, или Обманщик» – комедия в 5 действиях и стихах Мольера, новая редакция, соответствующая представлению 1667 года.

Приглашаем всех желающих в Музей редкой книги ознакомиться с экспозицией. Вход свободный.

Ещё на Первом Городском 

Поделиться:

Читайте также: