Знаменитый русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович происходил из помещичьей семьи. Его отец, отставной гусар, рано оставил семью, в связи с чем воспитанием мальчика занимались его мать, урождённая француженка, и бабушка. Воспитание на французский лад отчасти предопределило тот факт, что первыми литературными опытами писателя стали именно переводы франкоязычной литературы на русский язык.
Первыми самостоятельными художественными произведениями Дмитрия Васильевича были небольшие рассказы, которые сам писатель считал рассказами «крайне детского содержания: вымученными, лишенными всякой наблюдательности».
Новаторством, яркой реалистичностью замысла и исполнения отличалась первая повесть Григоровича «Деревня», увидевшая свет в 1846 году. Писатель показал в повести трагические источники бесправного и приниженного положения крепостной женщины, вызванного общественным устройством, при котором прихоть одного человека давит и сушит жизнь, внутреннюю содержательность и душевную красоту подневольного человека. Следствием барского произвола считал Григорович и пассивность, забитость и разъединенность крестьян, равнодушно относящихся к распрям и драмам их крестьянского мира.
Следующее произведение Григоровича сделало его знаменитым писателем. В № 11 «Современника» за 1847 г. он опубликовал повесть «Антон Горемыка». Повесть в первоначальном варианте писатель закончил острейшим социальным эпизодом – сценой бунта крестьян, доведенных до отчаяния насилием управляющего. Однако, чтобы провести повесть через цензуру, заключительная глава о бунте была заменена другим концом. История обычного мужика, доведенного рядом обстоятельств, от него не зависящих и объясняемых условиями крепостной неволи, до полного разорения и отчаяния, стала в повести Дмитрия Васильевича убедительным обвинением против главного социального зла того времени – крепостного права.
Именно произведениями «Деревня» и «Антон Горемыка» Григорович положил основы дворянскому народничеству в литературе.
Вероятно, именно близкие взгляды на крепостничество, а также тяга к просвещению, меценатству и высокой культуре предопределили зарождение теплых приятельских отношений между Дмитрием Васильевичем и Федором Ивановичем в период их взаимодействия в «Обществе поощрения художеств», в котором Дмитрий Васильевич занимал с 1864 года пост секретаря. При его участии выросла целая плеяда молодых художников. Наблюдая за работой начинающих художников, Дмитрий Васильевич одним из первых заметил и поддержал дарования Федора Александровича Васильева и Ильи Ефимовича Репина. Настоящим детищем писателя можно по праву назвать созданный им при Обществе художественный музей. Как отмечала пресса того времени, «он мог быть смело поставлен наряду с лучшими подобными же музеями Европы». Директором этого музея Григорович оставался до 1899 года.
Он первым привлек внимание к вопросу внедрения художественности в промышленную практику, утверждая, что декоративная и прикладная живопись и скульптура являются не менее важными видами искусства, чем станковая живопись или монументальная скульптура.
За долголетние труды в «Обществе поощрения художеств» Григоровичу были пожалованы чин действительного статского советника и пожизненная пенсия.
Настоящими свидетелями теплых и дружеских отношений Дмитрия Васильевича Григоровича с четой Паскевичей являются книги писателя, хранящиеся в отделе редкой книги Гомельской областной библиотеки «Гуттаперчевый мальчик», и «Недолгое счастье», изданные в Санкт-Петербурге в 1885 и 1883 годах соответственно. Эти книги хранят на своих страницах авторские посвящения, адресованные Федору и Ирине.
Бывал Дмитрий Васильевич Григорович и непосредственно в замке четы Паскевичей, где написал акварельную работу «Красная гостиная в Гомельском замке», судьба которой на сегодняшний день, к сожалению, не известна.