Моей душе покоя нет…

«Моей душе покоя нет…»
Электронная книжная выставка к 80-летию со дня рождения Беллы Ахмадулиной
«Она была красива во всем… И когда она читала стихи – это было такое завораживающее действо. Беллу Бог наградил очень щедро, потому что дал талант поэтический. На мой взгляд, она вся наша золотая классика, 19 век, она оттуда, хотя ее поэзия очень современна, хотя ее стиль, ее манера разговаривать в поэзии, ее манера пользоваться образами, метафорами абсолютно современна. И, тем не менее, я все время угадываю в ней это начало, начало нашей классической, той великой поэзии от Пушкина, которая прошла через Лермонтова, Тютчева и дальше. И вот это удивительное было сочетание» |
||
|
||
В этом году отмечается 80-летие Беллы Ахатовны Ахмадулиной (10.04.1937–29.11.2010) – одного из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Белла Ахмадулина являлась членом Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Она была почетным членом Американской академии искусств и литературы, лауреатом Государственной премии Российской Федерации и Государственной премии СССР. Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец, Ахат Валеевич Ахмадулин, по национальности был татарин, работал на таможне, активно занимался комсомольской и партийной деятельностью. Во время Великой Отечественной войны служил в звании гвардии майора, был распределён в 31-ый отдельный зенитно-артиллерийский дивизион в качестве заместителя командира по политической части. После войны вернулся на службу в Государственный таможенный комитет СССР. Мама, Лазарева Надежда Макаровна, имела русско-итальянские корни, работала переводчицей в комитете государственной безопасности, имела звание майора КГБ. Родители постоянно были заняты на работе, поэтому воспитанием Беллы занималась бабушка. Она учила внучку читать, прививала любовь к классической русской литературе, учила с девочкой не только сказки Пушкина, но и его прозу, перечитывала ей произведения Гоголя. В школьные годы Белла посещала Дом пионеров Красногвардейского района, где занималась в литературном кружке. Родители хотели, чтобы дочь поступала в МГУ на факультет журналистики. Но вступительные экзамены девушка завалила, не сумев рассказать о газете «Правда», которую никогда даже в руках не держала, не то, чтобы читать. В 1956 году она была зачислена на учёбу в Литературный институт. В 1959 году Белла Ахмадулина была исключена из Литературного института за отказ поставить свою подпись под петицией, в которой Бориса Пастернака обвиняли в измене Родине и называли предателем. В официальных же документах значилось, что студентка Ахмадулина не сдала экзамен по марксизму-ленинизму. Позднее Белла Ахатовна восстановилась в институте на четвёртый курс и в 1960 году окончила его с красным дипломом. Писать стихи Ахмадулина начала ещё в школьные годы. Как отмечали литературоведы, свою уникальную поэтическую манеру она нащупала где-то в пятнадцатилетнем возрасте. Первые стихи юной поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь». После отчисления из высшего учебного заведения Белле оказал помощь Смирнов С. С., работавший в то время на должности главного редактора в «Литературной газете». Девушка была направлена в Иркутск как внештатный журналист издательства «Литературная газета Сибирь». Наряду с репортажами для газеты, Ахмадулина писала стихи про домну и сталеваров. Рассказ об удивительной Сибири и людях, живущих в этом крае, напечатали в «Литературной газете» вместе со стихами Ахмадулиной, написанными во время этой поездки. Вскоре после получения диплома вышел первый поэтический сборник Беллы под названием «Струна». Первым оценил её талант поэт и драматург Павел Антокольский, он посвятил Ахмадулиной стих, в котором говорил: «Здравствуй, Чудо, по имени Белла!». Звезда Беллы Ахмадулиной стремительно взошла на поэтическом небосклоне России в конце 50-х годов. В это же время она начала принимать участие в поэтических вечерах, которые проводились в актовых залах Московского университета и Политехнического музея, в Лужниках. Собирались огромные аудитории людей, чтобы послушать поэзию Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко. Белла Ахатовна обладала артистическим даром, а интонация с её проникновенностью и искренностью определили своеобразную манеру исполнения. Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии». Ахмадулиной было всего 22 года, когда она написала своё самое знаменитое стихотворение. |
||
По улице моей который год Запущены моих друзей дела, Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх О одиночество, как твой характер крут! Так призови меня и награди! |
![]() |
|
С мужем Борисом Мессерером | ||
![]() |
||
С поэтом Булатом Окуджавой | ||
![]() |
Дай стать на цыпочки в твоем лесу, Даруй мне тишь твоих библиотек, И я познаю мудрость и печаль, И вот тогда – из слез, из темноты, |
|
Через 16 лет композитор Микаэл Таривердиев написал музыку на эти стихи. И с тех пор, каждый год 31 декабря мы слышим этот потрясающий романс в кинофильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». После первого вышедшего сборника успех поэтессы был громким, за «Струной» последовали новые сборники ее стихов: «Озноб» (1968), «Метель» и «Свеча» (1977), «Уроки музыки» (1970), «Тайна» (1983), «Сад» (1989) – за этот сборник Белла Ахмадулина получила Государственную премию СССР. До последних дней не иссякал талант Ахмадулиной, из-под её пера выходили всё новые и новые стихотворные сборники: «Гряда камней» (1995), «Однажды в декабре» (1996), «Миг бытия» (1997), «Возле ёлки» (1999), «Друзей моих прекрасные черты» (2000), «Озябший гиацинт» (2008), «Ни слова о любви» (2010). Перу Беллы Ахмадулиной принадлежат также эссе о выдающихся писателях ХХ века – В. Набокове, А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Твардовском, П. Антокольском, В. Высоцком. Ахмадулина известна и как переводчик – в основном, грузинских поэтов. Ее превосходные переводы заново открыли российским любителям поэзии стихотворное творчество Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. За свои творческие достижения Белла Ахатовна не раз становилась лауреатом многих российских и зарубежных премий, была награждена орденами «Дружбы народов» и «За заслуги перед Отечеством II и III степеней». Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988). Поэзия для Ахмадулиной – самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё – даже любая мелочь – может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы. В последние годы Белла Ахатовна тяжело болела. Поэтесса умерла 29 ноября 2010 г. Похоронили Беллу Ахмадулину на Новодевичьем кладбище. Было холодно и безмолвно, не было пафоса и торжественных речей. В записях остался ее голос, в книгах – стихи. Сама Прекрасная дама ушла… |
||
Сборники стихов Беллы Ахмадулиной |
||
![]() |
Ахмадулина, Б.А. Избранное : Стихи / Белла Ахмадулина. – М. : Сов. писатель, 1988. – 478 с. (800887, 800888, 800884, 800886 фонд абонемента). В книге собраны наиболее значительные произведения, написанные за три десятилетия поэтической работы Беллы Ахмадулиной. Поэтессе дано очень живое и острое чувство слова. Ей удалось создать свой стиль, особую, неповторимую интонацию, свой словарь. Доброта и нежность, всегда пристальные и увеличительные, – вот оправдание ее стиля. Напряженный лиризм, изысканность форм, уважение к поэтической традиции прошлого ставит ее на совершенно особое место русского поэтического Олимпа. |
|
Ахмадулина, Б. А. Вишневый сад : [сборник] / Белла Ахмадулина. – Москва : АСТ : Астрель, 2011. – 348, [1] с. – (Серия «Стихи о любви»). (1 \ 53038 абонемент учащихся 6-9 классов). «Как дышит, так и пишет, – сказал о Белле Ахмадулиной Булат Окуджава. – Это редкое качество, оно говорит о подлинности горения». Белла Ахмадулина умела быть искренней, истинной во всем – качество, обладать которым не каждому под силу. В этой книге собраны лучшие стихотворения, посвященные друзьям и великим людям, которыми она восхищалась. Борис Пастернак, Владимир Высоцкий, Анна Ахматова, Василий Аксенов, Андрей Вознесенский, Андрей Битов и многие другие в невероятной по красоте и силе книге стихов Беллы Ахмадулиной, дополненной иллюстрациями Бориса Мессерера. |
![]() |
|
![]() |
Ахмадулина, Б. А. Метель : Стихи / Белла Ахмадулина. – М. : Сов. писатель, 1977. – 102 с. (556577 фонд абонемента). В сборник Беллы Ахмадулиной вошли стихотворения, ранее опубликованные в периодической печати. |
|
Ахмадулина, Б.А. Сад : Новые стихи / Белла Ахмадулина. – М. : Сов. писатель, 1987. – 160 с. (767308 фонд абонемента). Сборник стихов замечательной русской поэтессы. Он был отмечен Государственной Премией СССР. |
![]() |
|
![]() |
Ахмадулина, Б.А. Свеча : [Стихи и поэмы] / Белла Ахмадулина; [Худож. В. Красновский]. – М. : Сов. Россия, 1977. – 130 с. (519993 фонд абонемента). В настоящую книгу вошли избранные стихи из сборников «Струна», «Уроки музыки», «Стихи». Кроме того, в нее включены некоторые стихи, опубликованные поэтессой в периодической печати в конце 1970-х гг. |
|
Ахмадулина, Б.А. Сны о Грузии : [Стихи, переводы, проза] / Белла Ахмадулина; [Худож: Б. Мессерер]. – Тбилиси : Мерани, 1977. – 542 с.: ил., 1 л. портр. (524528 фонд отдела книгохранения). Название этой книги не случайно связано с Грузией. В ней собраны произведения Беллы Ахмадулиной самых разных жанров – стихи и поэмы, переводы из грузинской поэзии и проза, в том числе очерковая и критическая. Грузия же и грузинская поэзия представлены здесь в естественном соседстве с Россией, с образами и судьбами русских поэтов, наиболее близких автору, от которых и ведет Белла Ахмадулина свою поэтическую родословную. У них же – у великих русских поэтов разных эпох – наследует она свою духовную и душевную привязанность к Грузии. Мотивы этого родства проходят через всю книгу, объединяя стихи о Грузии со стихами, задуманными, написанными или же впервые опубликованными в Грузии. Произведения эти неотделимы, вместе с тем, от других пластов и мотивов ее творчества, олицетворяя, в совокупности, говоря ее же словами, «непреклонное добро Труда, Свободы, Любви и Таланта», возвещая нам дивной музыкой и гармонией своей благородную повесть о том, как приходит к Человеку «сильная, горячая, вечно прекрасная жизнь и одаряет его своим справедливым, несравненным благом». |
![]() |
|
![]() |
Ахмадулина, Б.А. Сны о Грузии : [Стихи, переводы, проза] / Белла Ахмадулина; [Вступ. статья Г. Маргвелашвили; Худож. Б. Мессерер]. – Тбилиси : Мерани, 1979. – 541 с. (564068 фонд абонемента). В книге собраны произведения Беллы Ахмадулиной разных жанров – стихи и поэмы, переводы и проза, в том числе очерковая и критическая, а также живое, удержанное стенограммой или магнитной записью слово поэта |
|
Ахмадулина, Б.А. Стихотворения / Белла Ахмадулина. – М. : АСТ : Астрель, 2004. – 235 с. – (ШХ : Школьная хрестоматия). (971089 фонд абонемента). Белла Ахмадулина – поэт уникального дарования, популярна и любима не только в кругу знатоков поэзии, но и у широкого читателя. В настоящий сборник вошли поэтические шедевры, созданные в ранний период творчества. |
![]() |
|
![]() |
Ахмадулина, Б.А. Тайна : Новые стихи / Белла Ахмадулина. – М. : Сов. писатель, 1983. – 127 с. (663447 фонд абонемента). В этот сборник Беллы Ахмадулиной вошли стихи, написанные в начале 80-х годов. |
|
Ахмадулина, Б.А. Потом я вспомню … [Звукозапись] : стихотворения / Белла Ахмадулина; читает автор. – [Москва] : Мелодия, cop. 1978 – 1 грп. (47 мин 19 с). (9 \ 122 фонд отдела искусства). | ![]() |
|
Статьи в периодических изданиях, посвященные жизни и творчеству Беллы Ахмадулиной |
||
1. Белла Ахмадулина : избранная библиография // Литературное обозрение. – 1997. – № 3. – С. 3–27. |
||
Белла Ахмадулина – поэт уникального дарования, наследница поэзии Серебряного века, признанный мастер русской изящной словесности, любима и популярна не только в кругу знатоков, но и у широкого круга читателей. Интерес к её поэзии с годами не ослабевает, и уже сейчас очевидно, что она – один из крупнейших российских поэтов конца XX–начала XXI столетия. |
||
Всего-то – чтоб была свеча, Белла Ахмадулина |