Юбиляры месяца – мастера художественного слова
Выставка «Юбиляры месяца – мастера художественного слова» посвящена писателям, чей день рождения отмечается в августе
230 лет со дня рождения Перси ШЕЛЛИ
Перси Биши Шелли (1792–1822) – английский писатель, поэт и эссеист. Один из классиков британского романтизма. Родом из аристократической семьи, учился в Итоне, известной английской частной школе. После будущий поэт поступил в Оксфордский университет, именно там увлёкся идеями свободы, равенства и справедливости. Ранние стихи Перси Шелли выражали наивные радикально-революционные воззрения: он разделял идеи национально-освободительного движения в Ирландии, даже пытался спровоцировать там восстание. Исповедуя идеи утопического социализма, писатель верил в счастливое будущее человечества, верил в победу Добра над Злом, Света над Тьмой. Погиб у берегов Италии от внезапно поднявшейся бури в Средиземном море, ему не было и тридцати лет.
Шелли, П. Странники мира : в переводах Константина Бальмонта / Перси Биши Шелли. – Москва : Эксмо, 2005. – 416. – (Золотая серия поэзии).
ББК 84(4ВЛ)
Отдел абонемента 999679
Отдел хранения основного фонда 999678
Перси Шелли – романтик, гневный обличитель пороков общества и нежный возлюбленный, повелитель стихий и божественный творец. В книге собраны стихотворения и поэмы П. Шелли в переводах поэта Серебряного века Константина Бальмонта.
225 лет со дня рождения Мэри ШЕЛЛИ
Мэри Шелли (1797–1851) – английская писательница. Вторая жена Перси Биши Шелли. Родилась в семье философов. Мэри писала о себе: «Нет ничего удивительного в том, что я, дочь родителей, занимающих видное место в литературе, очень рано начала помышлять о сочинительстве. Я марала бумагу ещё в детские годы, и любимым моим развлечением было «писать разные истории». Занималась переводами и редактурой, но осталась известна именно как автор книги «Франкенштейн, или Современный Прометей». Произведение было написано на спор и положило начало новому литературному жанру – готическому роману. И в наше время в этом романе отмечают не только новаторские литературные приемы, но и актуальные идеи об этичности научного прогресса и ответственности учёных за свои действия.
Шелли, М. Франкенштейн, или Современный Прометей : роман / Мери Шелли. – Москва : Эксмо, 2014. – 412 с. – (Зарубежная классика).
ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\47376
Роман появился после того, как в 1816 году лорд Байрон предложил своим гостям – восемнадцатилетней Мэри, её будущему мужу Перси Шелли, врачу и писателю Джону Полидори – сочинить по «сверхъестественному» рассказу. Сюжет романа явился Мэри Шелли в ночном кошмаре. Это первое научно-фантастическое произведение в мировой литературе и несравненная классика готического жанра выдержало множество экранизаций.
Прокофьева, Е. Мы не должны разлучаться / Елена Прокофьева // GALA. Биография. – 2008. – № 7. – С. 38–52.
Отдел хранения основного фонда
История любви поэта Перси Биши Шелли и писательницы Мэри Шелли, одной из самых знаменитых и самых скандальных пар Англии начала XIX столетия. Их не принимали ни в одном приличном доме – но во всех гостиных о них судачили, обсуждая его гениальные стихи и её необыкновенный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей».
195 лет со дня рождения Шарля де КОСТЕРА
Шарль-Теодор-Анри де Костер (1827–1879) – бельгийский франкоязычный писатель. Родился в семье управляющего делами папского нунция, но всю сознательную жизнь прожил в нужде. Наиболее известен как автор романа «Легенда об Уленшпигеле» (1867). Роман появился в обстановке усиления политической борьбы в Бельгии и массового подъёма рабочего движения в Европе. Эта книга открыла для бельгийской литературы путь реализма. После кончины писателя о нём почти забыли. Прошло более тридцати лет, прежде чем «Легенду об Уленшпигеле» начали переводить на все языки мира, а её автора признали основателем франко-бельгийской литературы.
Костер, Ш. Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, об их доблестных, забавных и достославных деяниях во Фландрии и других краях / Шарль де Костер. – Москва : Правда, 1983. – 431 с. – (Классики и современники).
ББК 84(4Б)
Отдел абонемента 651287, 963179
Книга рассказывает о нидерландской революции XVI века, справедливой борьбе народа против испанских угнетателей и легендарном герое Тиле Уленшпигеле, в котором воплощены народная энергия, вольнолюбие и мужество.
160 лет со дня рождения Мориса МЕТЕРЛИНКА
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (1862–1949) – бельгийский писатель, драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1911). Родился в зажиточной фламандской семье. Юрист по образованию – изучал право в Гентском университете. Некоторое время работал адвокатом, но литературному творчеству Морис Метерлинк уделял большее внимание. Высшее литературное общество сразу приняло его в свой круг. Первый период творчества Метерлинка был связан с формированием символистских концепции мира и поэтики. В пьесах присутствует тема столкновения человека и рока – таинственных, неподконтрольных разуму сил, которые постоянно вмешиваются в жизнь людей. Второй период – постепенный отход от мистицизма, творчество писателя приобретает более оптимистический характер: появляются темы противостояния судьбе посредством любви, нравственного самосовершенствования, духовного поиска, а также бунта против рока и смерти, что во многом предвещает идеи экзистенциализма. Вершиной творчества писателя является философская пьеса-притча «Синяя птица», посвящённая вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия.
Метерлинк, М. Принцесса Мален. Пелеас и Мелисанда : пьесы / Морис Метерлинк. – Москва : АСТ, 2011. – 221 с. – (Книга на все времена).
ББК 84(4Б)
Отдел абонемента 1\23778
Пьесы «Принцесса Мален» и «Пелеас и Мелисанда» вошли в золотой фонд не только французского, но и мирового литературного символизма. За основу автор взял средневековые легенды куртуазного периода, тоже склонного к символическому абстрагированию от реальности, – однако под изысканным пером Метерлинка они обретают совершенно новые декадентские черты, и читатель заворожённо восторгается глубиной стилизованных образов, поэзией высоких чувств и обречённых страстей, метафорической прелестью и элегантностью слова.
Метерлинк, М. Синяя птица : феерия в 6 действиях / Морис Метерлинк. – Ленинград : Искусство, 1975. – 270 с.
ББК 84(4Б)
Отдел абонемента 269779, 460634, 462040
«Синяя птица» – это авторская интерпретация нескольких сказочных мотивов, главная цель которых – рассказ о трудном пути человека к правде и добру. В пьесе затрагиваются темы познания мира, жизни в гармонии с природой, выбора между материальными благами и духовными. Автор книги напоминает нам, что счастье может оказаться совсем рядом, достаточно только научиться видеть суть вещей, чтобы разглядеть его в простых Домашних Блаженствах, в Великой Радости Материнской Любви, в заботе о другом человеке. «Синяя птица» – произведение многоплановое, адресовано одновременно детям и взрослым.
Шкунаева, И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней : очерки / И. Д. Шкунаева. – Москва : Искусство, 1973. – 447 с.
ББК 83.3(4Б)
Отдел абонемента 991533, 375856, 374106
Отдел хранения основного фонда 373522
Сборник очерков посвящён отдельным пьесам известных в Бельгии авторов. Рассматриваемые произведения оказали существенное влияние на театр многих стран и в наибольшей степени отразили жажду выхода из кризиса буржуазного строя и его идеологии. В книге даны информация об истории создания театра Метерлинка и анализ наиболее известных пьес драматурга: «Принцесса Мален», «Пелеас и Мелисанда», «Монна Ванна», «Чудо святого Антония», «Синяя птица» и др.
155 лет со дня рождения Джона ГОЛСУОРСИ
Джон Голсуорси (1867–1933) – английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе (1932). Джон Голсуорси был сыном известного лондонского адвоката. Окончил привилегированную школу Харроу и юридический факультет Оксфордского университета. В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Джон тайно встречался со своей будущей женой. Возможность жить вместе, не скрываясь, вдохновила писателя на роман «Собственник» – первый том трилогии «Саги о Форсайтах». Этот роман стал самым известным из его произведений и принёс автору репутацию серьёзного писателя. Джон Голсуорси тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве.
Голсуорси, Д. Сага о Форсайтах : роман / Джон Голсуорси. – Москва : АСТ, 2014. – 856 с. – (Зарубежная классика).
ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\47775
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\48570
История семейного клана представителей крупной буржуазии, в чьих судьбах как в зеркале отразилась судьба самой Англии на переломном периоде конце двух веков. Эпоха модернизма, Первая мировая, джазовая культура 20-х гг. ХХ ст. – три поколения Форсайтов отражают все типы личности этих эпох. Типичность образов героев – лишь рамка для повествования о мужчинах и женщинах, любви и измене, ревности и ненависти, дружбе и предательстве.
Голсуорси, Д. Современная комедия : трилогия / Джон Голсуорси. – Москва : АСТ, 2014. – 830 с.
ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\47776
«Современная комедия» – продолжение «Саги о Форсайтах». Времена меняются. Старомодные представления о любви и дружбе, верности и чести оказываются смешными, нелепыми. Женщины становятся независимыми, решительными, ироничными, а мужчины – усталыми, мудрыми и равнодушно-циничными. Над поколением «джазовых 20-х» нависла тень недавно прошедшей Первой мировой. И каждый из героев трилогии – сознательно или нет – стал, в той или иной степени, жертвой этой войны.
Голсуорси, Д. Тёмный цветок : роман / Джон Голсуорси. – Москва : Владимир : ВКТ, 2012. – 319 с. – (Зарубежная классика).
ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\25878
Это драма о любви и духовных исканиях художника. С тонким психологизмом автор описывает смятение чувств влюблённого героя, для которого страсть – тёмный цветок, источающий терпкое благоухание. Человек в любом возрасте тоскует о любви, но лишь однажды дано ему испытать это могучее чувство, которое превосходит всё, «которое и в бесчестии, горе и смятении духа содержит в себе всю истинную честь, радость и душевный покой».
Голсуорси, Д. Фриленды : роман / Джон Голсуорси. – Москва : АСТ, 2012. – 348 с. – (Зарубежная классика).
ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\25879
Один из самых жёстких, ироничных и сильных романов Голсуорси. Книга о большой любви и страшном скандале, всколыхнувшем всю викторианскую Англию. Умирает жена богатого помещика, и её место в доме немедленно занимает её младшая сестра. Скандал прокатывается по всему светскому обществу – и катастрофа кажется неотвратимой и неминуемой.
110 лет со дня рождения Жоржи АМАДУ
Жоржи Леал Амаду ди Фария (1912–2001) – бразильский писатель, журналист, деятель коммунистической партии Бразилии. Учился в университете Рио-де-Жанейро на факультете права, где стал участником коммунистического движения. Первый роман Жоржи Амаду «Страна карнавала» (1931) был опубликован, когда автору исполнилось 19 лет. Произведения, написанные в 40-е и 50-е гг. ХХ в., сделали имя Жоржи Амаду известным далеко за пределами его родины. Его книги посвящены актуальным вопросам бразильской действительности: тяжелому положению крестьянства, его эксплуатации и нищете, проблеме расовой дискриминации. В произведениях писателя много красочных, живописных зарисовок народного быта, празднеств, обрядовых игр, танцев Бразилии. За политическую деятельность Амаду подвергался гонениям, его книги сжигали на костре. Писатель бежал от режимов и жил в эмиграции.
Амаду, Ж. Генералы песчаных карьеров : роман / Жоржи Амаду. – Москва : АСТ, 2011. – 316 с. – (Зарубежная классика).
ББК 84(7Бра)
Отдел абонемента 1\52082
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\52083
История банды беспризорников, ночующих на песчаных пляжах. Они совершают дерзкие ограбления, скрываются от полиции и свято чтут неписаные законы дружбы. В книге рассказывается также история трагической любви предводителя банды лихого Педро Пули и юной Доры, заменившей его отчаянным парням мать и сестру.
Амаду, Ж. Пальмовая ветвь, погоны и пеньюар : роман / Жоржи Амаду. – Москва : АСТ, 2011. – 316 с. – (Зарубежная классика).
ББК 84(7Бра)
Отдел абонемента 1\48707
Сюжет романа посвящён выборам в Бразильскую академию литературы в 1941 г., когда кандидатами на пост академика стали военные. Это «история о том, как два старых вольнодумца, два писателя-академика, объявили войну нацизму и насилию».
Амаду, Ж. Габриэла, корица и гвоздика : роман / Жоржи Амаду. – Москва : АСТ, 2011. – 509 с. – (Книга на все времена).
ББК 84(7БР)
Отдел абонемента 1\23653
Сам автор называл это произведение «солнечной книгой». В романе трагедия превращается в фарс, а драматические события войны за плантации какао обретают черты весёлого народного карнавала. Главная героиня романа – наивная и легкомысленная Габриэла. Кто она – крестьянская девчонка из выжженных сертанов или душа самой Бразилии – живая, радостная и непокорная?
105 гадоў з дня нараджэння Янкі БРЫЛЯ
Янка Брыль (Іван Антонавіч Брыль, 1917–2006) – беларускі пісьменнік. Народны пісьменнік БССР (1981). Нарадзіўся ў сям’і з сялянскімі каранямі на Навагрудчыне. Другую сусветную вайну будучы пісьменнік сустрэў у Гдыні, на службе ў польскім войску. Ён вымушаны быў здацца ў плен, але ўцёк к партызанам у родныя мясціны. Пасля вайны – рэдактар раённай газеты, затым – літсупрацоўнік рэдакцыі газеты-плаката «Раздавім фашысцкую гадзіну». З 1944 года пісьменнік жыў і працаваў у Мінску, дзе загадваў аддзелам рэдакцыі часопіса «Вожык», быў намеснікам рэдактара часопісаў «Маладосць» і «Полымя», працаваў сакратаром праўлення Саюза пісьменнікаў БССР, выконваў абавязкі старшыні Беларускага аддзялення таварыства «СССР – Канада», быў дэпутатам Вярхоўнага Савета БССР. Уся творчасць Янкі Брыля – гэта глыбокі філасофскі роздум над убачаным і перажытым за доўгае жыццё.
Брыль, Я. З людзьмi i сам-насам : запiсы, мiнiацюры, эсэ / Янка Брыль. – Мінск : Мастацкая лiтаратура, 2003. – 334 с.
ББК 84(4БЕИ)6
Отдел абонемента 961408, 961409, 961704
Отдел хранения основного фонда 961407
У кнізе народнага пісьменніка – роздум пра час, чалавечыя лёсы, галоўныя праблемы сучаснасці, шчыры клопат пра мір, свабоду, дэмакратыю, родную мову, захапленне красой прыроды і вечнай паэзіяй маленства.
Брыль, Я. Поиски слова : миниатюры и лирические записи / Янка Брыль. – Минск : Мастацкая літаратура, 1984. – 509 с.
ББК 84(4БЕИ)
Отдел абонемента 770109
«Ещё в ранней юности, – писал Янка Брыль, – запали мне в душу слова Л. Н. Толстого: “Всё, что поражает ум и сердце, надо записывать”. И вот – год за годом, блокнот за блокнотом, и в людях, и дома… Одно из записанного вошло в мой роман, повести, рассказы, очерки, другое ждёт своей очереди, а иное попросилось быть самостоятельным. Собранные в этой книге лирические записи и миниатюры подаются в том, в большинстве своём нетронутом, виде, как они пролежали в непосредственных набросках, – что год, что пять, а что и более тридцати лет».
Брыль, Я. Птушкi i гнёзды : выбранае / Янка Брыль. – Мінск : Мастацкая лiтаратура, 2006. – 463 с. – (Беларуская проза ХХ стагоддзя).
ББК 84(4БЕИ)6
Отдел абонемента 994031, 994213, 994214
Раман «Птушкі і гнёзды» і аповесць «Золак, убачаны здалёк», а таксама трагічна-ўзнёслая аповесць «Муштук і папка» ўтвараюць своеасаблівы таленавіты трыпціх, яскрава гаворачы пра адно, найгалоўнейшае ў жыцці людзей і народаў, – свабоду, мір, чалавечнасць.
105 гадоў з нараджэння Пімена ПАНЧАНКІ
Пімен Емяльянавіч Панчанка (1917–1995) – народны паэт Беларусі. Яго паэзія, непаўторная і глыбока нацыянальная, назаўжды ўвайшла ў залаты фонд беларускай літаратуры XX стагоддзя. Завочна скончыў філалагічны факультэт Мінскага педінстытута. З 1939 года пачалася франтавая эпапея Пімена Панчанкі. Ён удзельнічаў у вызваленні Заходняй Беларусі, пасля чаго застаўся на службе ў Чырвонай Арміі, служыў ваенным карэспандэнтам у франтавых газетах. Далейшае мірнае жыццё было звязана з рэдакцыямі літаратурна-мастацкіх газет і часопісаў («Вожык», «Літаратура і мастацтва», «Советская Отчизна»). Выступаў палымяным абаронцам беларускай мовы, вершамі настойліва заклікаў да чалавекалюбства. «Без чалавечнасці не будзе і вечнасці» – так сфармуляваў свае адносіны да свету Пімен Панчанка, і гэтых слоў ён цвёрда прытрымліваўся ў мастацтве і паўсядзённасці.
Панчанка, П. Выбраныя творы / Пімен Панчанка. – Мінск : Мастацкая лiтаратура, 2009. – 237 с. – (Школьная бібліятэка).
ББК 84(4БЕИ)6-5
Отдел абонемента 1\5439
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\5440, 1\5579
У кнігу ўвайшлі выбраныя вершы з кніг «Пры святле маланак», «Дзе начуе жаўранак», «Маўклівая малітва», «Крык сойкі», «Вячэрні цягнік» і вершы з франтавых дарог.
Панчанка, П. Сэрца маё : вершы / Пімен Панчанка. – Мінск : Мастацкая літаратура, 2017. – 140 с. – (100 вершаў).
ББК 84(4Беи)6-5
Отдел абонемента 1\64556
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\64557
У кнігу ўвайшло 100 выбраных твораў Пімена Панчанкі, многія з якіх сталі класікай беларускай літаратуры.
100 гадоў з дня нараджэння Уладзіміра ШЫЦІКА
Уладзімір Мікалаевіч Шыцік (1922–2000) – нарадзіўся ў Шклове ў сям’і рабочага. Вучыўся ў Маскоўскім электратэхнічным інстытуце чыгуначнага транспарту, Куйбышаўскім індустрыяльным інстытуце. У снежні 1944 г. вярнуўся на радзіму, працаваў тэхнікам-канструктарам на папяровай фабрыцы «Спартак». У 1949 г. скончыў аддзяленне журналістыкі БДУ. Працаваў у рэдакцыях газет «Сталинская молодёжь», «Калгасная праўда», адказным сакратаром газеты «Літаратура і мастацтва». Першае апавяданне «Важный заказ» апублікавана ў 1952 г. у газеце «Сталинская молодёжь» на рускай мове. Пісьменніка цікавілі жыццё, праца, узаемаадносіны рабочай моладзі, маральна-этычныя праблемы. Пісаў таксама фантастычныя і прыгодніцкія аповесці, апавяданні, а таксама творы для дзяцей.
Шыцік, У. М. Падстаўка : аповесці / У. М. Шыцік. – Мінск : Юнацтва, 1990. – 300 с. – (Бібліятэка прыгод і фантастыкі).
ББК 84(4БЕИ)6
Отдел абонемента 964591
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\2074
Кніга змяшчае два творы: «Падстаўка», «Двайная бухгалтэрыя». У аповесці «Падстаўка» маёр Хрытанькоў не задавальняецца выкрыццём групы грабежнікаў, ён хоча зразумець, што прывяло нармальных падлеткаў на лаву падсудных. Галоўны дзейны персанаж аповесці «Двайная бухгалтэрыя» оперупаўнаважаны крымінальнага вышуку Протчанка стаў ахвярай паклёпнікаў: раскрываючы прычыну гібелі маладой жанчыны, ён разварушыў злачынны мурашнік.
Шыцік, У. М. Пойдзеш направа : аповесці / У. М. Шыцік – Мінск : Юнацтва, 1997. – 366 с.
ББК 84(4БЕИ)6
Отдел абонемента 914681
У зборнік твораў пісьменніка ўвашлі тры аповесці: «Па жураўля ў небе», «Падстаўка», «Апошняя арбіта». Дзве першыя – дэтэктыўныя, якія апавядаюць пра супрацоўникаў крымінальнага вышуку, трэцяя, фантастычная, пра касмічныя вандраванні.
Шыцік, У. М. Сляды вядуць на Зямлю : аповесць, апавяданні / Уладзімір Шыцік. – Мінск : Мастацкая літаратура, 2015. – 254 с.
ББК 84(4Беи)6
Отдел абонемента 1\56275, 1\56276
У зборнік Уладзіміра Шыціка ўваходзяць фантастычныя апавяданні «Капітан», «Трансплутонавыя афеліі», «Зорны камень» і іншыя, а таксама аповесць «Сляды вядуць на Зямлю».
90 лет со дня рождения Василия АКСЁНОВА
Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) – русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог. Когда Василию было 4 года, оба родителя оказались в ссылке, а мальчика советская власть показательно отправила в приют, где он рос в тяжёлых условиях с детьми таких же, как он, «врагов народа». Успешно закончил медицинский ВУЗ в Ленинграде. Затем в течение трёх лет работал врачом в Карелии, на Крайнем Севере, в Ленинградском морском порту, в Московском областном туберкулёзном диспансере.Трудясь по специальности, Василий Аксёнов параллельно серьёзно увлекался литературой. В период «оттепели» он активно печатается в журналах, став одним из основоположников жанра «молодёжной прозы». Писатель умело описывал острые социально-политические проблемы со свойственной ему прямотой. В 1980 году эмигрировал в США, где получил звание профессора и преподавал курс русской литературы в нескольких университетах Америки. С 1989 года начинается возвращение Аксёнова на родину. Его восстановили в гражданстве, книги активно издавались, а сам автор часто приезжал в Россию. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Аксёнов, В. П. Апельсины из Марокко : повести / Василий Аксёнов. – Москва : Эксмо, 2010. – 472 с. – (Остров Аксёнов).
ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\32109
Сегодня яркие сладкие марокканские апельсины можно купить почти на каждом углу, в любое время года, в любой точке земного шара. Поедая их, никто особенно не задумывается о том, что для живших в 1960-е годы, например, на Дальнем Востоке, это лакомство было не просто экзотикой, но – метафорой личной свободы. Когда в маленький приморский городок приходит груз апельсинов, жизнь людей меняется – что-то манит их к великим подвигам, пробуждает в душах романтику и заставляет поверить в чудо.
Аксёнов, В. Желток яйца : сборник произведений / Василий Аксенов. – Москва : Эксмо, 2005. – 591 с.
ББК 84(2=РУС)6
Отдел абонемента 998997, 986317, 998998
В сборник вошли роман «Желток яйца» – гротескное, почти памфлетное произведение о борьбе КГБ и ЦРУ за обладание записками Достоевского о его встречах с Карлом Марксом – и цикл новелл конца 90-х годов XX века «Негатив положительного героя» – взгляд постаревшего шестидесятника на этот период нашей жизни. В сборник также включены пьесы «Всегда в продаже» и «Цапля».
Аксёнов, В. П. Ленд-лизовские. Lend-leasing : роман / Василий Аксёнов. – Москва : Эксмо, 2010. – 254 с.
ББК 84(2=РУС)6
Отдел абонемента 1\15069
Отдел хранения основного фонда 1\15068
Последний роман Василия Аксёнова о детстве и юности писателя. Это памятник эпохе богатырей, чья молодость пришлась на трагические годы Великой Отечественной и чью судьбу определила война на годы вперёд. Роман выходит с короткими предисловиями-репликами коллег и друзей Аксёнова, каждый из которых вспомнил об авторе что-то очень личное и доброе. «Ленд-лизовские. Lend-leasing» – финал и одновременно начало Большого творческого пути, последнее звено в цепи произведений Аксёнова, смыкающееся с первыми повестями, принёсшими автору успех и любовь миллионов.
85 лет со дня рождения Александра ВАМПИЛОВА
Александр Валентинович Вампилов (1937–1972) – русский советский прозаик и драматург. Родился в селе Кутулик Иркутской области, в учительской семье. Будущее родившемуся в августе 1937 г. сыну предсказал отец Валентин Вампилов. В письме беременной жене он выразил уверенность, что четвёртым ребенком будет мальчик. А ещё опасался, что его ждёт тяжелая писательская судьба. Писать Александр начал в школе: рифмовал стихи, редактировал стенгазету. В 1955–1960 гг. учился на филологическом факультете Иркутского государственного университета. Вампилов – драматург, особенно много сделавший для возрождения и обновления традиции русской классической реалистической драмы во 2 пол. ХХ в. Отказываясь от метода социалистического реализма и идеологического критерия как главного в оценке человека, Вампилов сосредотачивает внимание на духовно-нравственной сущности личности и вслед за классиками утверждает в своих пьесах общечеловеческие ценности. Вампилов погиб «на взлёте», в 35 лет. Он мечтал о признании, но его пьесы на подмостках столичных театров поставили лишь после смерти.
Вампилов, А. В. Прощание в июне : пьесы / А. В. Вампилов. – Москва : АСТ, 2005. – 443 с.
ББК 84(2=РУС)6
Отдел абонемента 992263
Книга содержит жемчужины творческого наследия писателя – «Старший сын», «Прощание в июне» и «Утиная охота», а также «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» и одноактные пьесы, сценки, монологи.
Румянцев, А. Г. Его театр воспитывает душу : Александр Вампилов / Андрей Григорьевич Румянцев // Литература в школе. – 2017. – № 10. – С. 8–10.
Отдел периодических изданий
Автор статьи убеждён: «Великая миссия литературы – показать современнику, в чём человек велик, а в чём мерзок, и что может привести его к духовному очищению. В пьесах Александра Вампилова торжествует любовь, хрупкая, но несокрушимая, она обжигает, заставляет очерствевших людей пересмотреть свою жизнь».
Подготовила:
библиотекарь общего читального зала Екатерина МАЛАШКОВА