Юбиляры месяца – мастера художественного слова

Выставка «Юбиляры месяца – мастера художественного слова» посвящена писателям, чей день рождения отмечается в июле


230 лет со дня рождения Петра ВЯЗЕМСКОГО


Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878) – русский поэт и критик, историк и государственный деятель, князь. Родился в княжеской семье в Москве. После смерти отца юноше назначили опекуна – Николая Карамзина, который познакомил мальчика со многими писателями и поэтами. Пётр Андреевич был приверженцем просвещенной монархии, и верил, что со временем Россия придёт к демократическим преобразованиям и либерализации нравов. Вяземский стал одним из основателей Императорского Исторического общества и первым его председателем. Члены Исторического общества систематизировали документы и материалы об истории России, а после распространяли их по губерниям. Так новые факты об истории страны становились известны в самых отдалённых уголках. Деятельность Вяземского-критика способствовала становлению романтизма в России, сыграла значительную роль в самоопределении русской литературы. Свыше 20 лет он работал над книгой о русском писателе Д. И. Фонвизине, которая является первой отечественной литературоведческой монографией. В последние десятилетия жизни Вяземский писал мемуарные очерки о дворянском быте «допожарной», «грибоедовской» Москвы.

Вяземский, П. А. Эстетика и литературная критика / П. А. Вяземский. – Москва : Искусство, 1984. – 463 с. – (История эстетики в памятниках и документах).

ББК 83.3(2)
Отдел хранения основного фонда 682599

В сборник вошли статьи и мемуарно-биографические очерки П. А. Вяземского, главы из его монографии о Фонвизине, фрагменты из записных книжек и писем.

Бондаренко, В. В. Князь Вяземский : жизнеописание / В. В. Бондаренко. – Минск : Экономпресс, 2000. – 201 с.

ББК 83.3(2=Рус)5-8
Отдел абонемента 934423
Отдел краеведения 930944
Отдел хранения основного фонда 971478

Долгая жизнь князя Вяземского – пример беззаветного служения Отечеству, Чести, Поэзии. Дружбой с ним гордились Пушкин и Тютчев, Стендаль и Адам Мицкевич. Биография Петра Андреевича для современного читателя станет хорошим введением в культуру ХIX в.

Жукова, О. А. Идеалы просвещения и национальная литература: эстетическая программа П. А. Вяземского / О. А. Жукова // Вопросы философии. – 2018. – № 3. – С. 19–24.

Отдел периодический изданий

Статья посвящена интеллектуальному наследию П. А. Вяземского. В своей теории критик первым в XIX веке утверждал, что карамзинско-пушкинская эпоха принадлежит к классике, или эталонному достижению русской литературы. Новому поколению русских авторов он завещал эстетические принципы русского реалистического искусства, которое самостоятельно и уникально на фоне художественных традиций Европы.


220 лет со дня рождения Александра ДЮМА-отца


Александр Дюма-отец (1802–1870) – французский писатель, драматург и журналист. Один из самых читаемых французских авторов, мастер приключенческого романа. Родился в семье кавалерийского генерала наполеоновской армии. Его бабушка была чернокожей рабыней с острова Гаити, поэтому Александр считался квартероном. Успех к Дюма приходит в 1829 году, когда ему удалось поставить на сцене театра «Одеон» свою первую романтическую драму «Генрих III и его двор», в которой обличались кровавые преступления французского королевского двора XVI века. Произведение вполне соответствовало предреволюционным настроениям французов и нашло большой отклик в стране, на всех парах летевшей к очередной революции. В жанре романа-фельетона Дюма становится популярным и признанным писателем, создавая в 1840-х годах свои наиболее известные произведения: «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя», «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго» и другие. На протяжении всей жизни у Дюма прослеживалась определённая связь с Россией и её культурой. Он переводил многие произведения русской литературы и чрезвычайно гордился своим писательским успехом в России.

Дюма, А. Генрих IV. Наполеон / А. Дюма. – Москва : Русь, 1992. – 352 с.

ББК 84(4ФР)
Отдел абонемента 962931

В исторической хронике «Генрих IV» в качестве стержня повествования писатель использовал основные факты из жизни и деятельности короля Наварры и Франции. Главное внимание автор уделил характеру короля, его семейной жизни со знаменитыми королевами Марго и Марией Медичи.

Биография Наполеона – знаменитая, но практически неизвестная русскому читателю книга, опубликованная в Париже в 1840 году. Сочинение рассказывает о многих важнейших сражениях, особое внимание уделяется русской кампании Наполеона. В книге представлено завещание великого императора с подробным перечнем его имущества.

Дюма, А. Королева Марго / А. Дюма. – Минск : Навука і тэхніка, 1990. – 572 с.

ББК 84(4ФР)
Отдел абонемента 862143

«Королева Марго» принадлежит к лучшим книгам А. Дюма. Описанные в ней исторические события относятся к эпохе гражданских войн во Франции конца XVI столетия. Увлекательный сюжет, бурный ритм развития действия, жизнеутверждающий юмор свидетельствуют о замечательном мастерстве Дюма-рассказчика.

Калинина, Н. Монте-Кристо – граф, остров, замок / Наталья Калинина // Исторический журнал. – 2016. – № 6. – С. 52–63.

Отдел периодический изданий

«Граф Монте-Кристо» – приключенческий роман, одно из самых популярных произведений Александра Дюма. По заказу издателей Дюма должен был написать остросюжетный роман, которым бы зачитывалась вся Франция. Сюжет был взят из очерка полицейского хрониста Жана Пеше. Колоссальный успех произведения принёс целое состояние не только издателям книги, но и самому писателю. Читателю будет интересно узнать о необитаемом острове Монтекристо (Гора Христа), имя которого писатель дал роману и главному герою, а также о Замке Монте-Кристо, который построил Дюма после выхода романа и затем продал за долги.

Соловьева, Т. Бессмертное имя Мари из усадьбы / Татьяна Соловьёва // Знание – сила. – 2021. – № 10. – С. 87–94.

Отдел периодических изданий

В статье описана история рода Дюма. Родословная писателя не менее увлекательна, чем его романы. Его дед, маркиз Александр-Антуан Дави де ля Пайетри, женился на чернокожей рабыне с острова Гаити. Она сумела очаровать маркиза и стала заправлять в его доме как хозяйка, за что получила прозвище «Marie Dumas» (Мари из усадьбы). И отец писателя, французский генерал Тома-Александр, и его потомки-писатели, сын и внук, обессмертили не имя маркиза, а прозвище гаитянской рабыни – «Marie Dumas».

Труайя, А. Александр Дюма / Анри Труайя. – Москва : Эксмо, 2006. – 544 с.

ББК 83.3(4ФР)-8
Отдел хранения основного фонда 996756

Личная жизнь А. Дюма была такой же бурной, разнообразной, беспокойной и увлекательной, как и у его героев. Бесчисленные любовные связи, триумфальный успех романов и пьес, сказочные доходы и не менее фантастические траты, роскошные приёмы и строительство замка, который пришлось продать за неимением денег на его содержание, а также дружба с главными европейскими борцами за свободу, бесконечные путешествия по опасным в то время краям – России, Кавказу, Алжиру и Тунису.  Известный французский литературовед Анри Труайя с увлечённостью, блеском и глубоким знанием предмета воскрешает одну из самых ярких фигур за всю историю мировой литературы.


145 лет со дня рождения Германа ГЕССЕ


Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1946). Считается одним из крупнейших писателей XX века. Всё своё творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Будучи сыном христианских миссионеров, он в 1891 начал изучать теологию, но уже через год бросил это занятие, став сперва механиком, затем книготорговцем. Литературную известность писатель приобрёл благодаря роману «Петер Каменцинд» (1904). Успех этого произведения позволил Гессе полностью посвятить себя литературе. Он стремился постичь внутренний мир личности, все произведения Германа Гессе пропитаны глубоким психологизмом. Во время культурной революции шестидесятых книги Гессе получили огромную популярность у молодёжи. Его произведения стали духовным импульсом к массовому «паломничеству в страны Востока» и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь.

Гессе, Г. Гертруда : повесть / Герман Гессе. – Москва : Астрель : Полиграфиздат, 2012. – 286 с. – (Книга на все времена).

ББК 84(4Гем)
Отдел абонемента 1\61037 

Роман относится к раннему периоду творчества Германа Гессе. История, которую неоднократно называли художественным воплощением мотивов «Рождения трагедии» Ницше, посвящена драме молодого композитора, вынужденного выбирать между «разумным» и «стихийным» началом в творчестве. Что такое искусство? Самоотречение – или духовная вседозволенность? Почему человек искусства обречён на вечное одиночество? Каждый из героев романа Гессе отвечает на эти вопросы по-своему…

Гессе, Г. Демиан : роман / Герман Гессе. – Москва : АСТ, 2014. – 220 c. – (Эксклюзивная классика).

ББК 84(4Гем)
Отдел абонемента 1\61038

Философский роман, мрачный и мистический роман, который можно считать автобиографичным – об этом Гессе заявляет в предисловии. Знаковое произведение, оказавшее огромное влияние на дальнейшее творчество писателя. Это история взросления и становления юноши, который шаг за шагом всё дальше отходит от лицемерных норм общественной морали и всё яснее открывает для себя глубинное, тёмное «я» – свободное, неподвластное царящему вокруг добродетельному фарисейству. В этом ему помогает таинственный друг Демиан – носитель «печати Каина», не то дьявол, не то загадочное божество, не то просто порождение воображения героя…

Гессе, Г. Игра в бисер. Путешествие к земле Востока : романы / Герман Гессе. – Москва : АСТ, 2017. – 606 с. – (NEO-Классика).

ББК 84(4Гем)
Отдел абонемента 1\64189 

«Игра в бисер» – последний и главный труд в творчестве писателя. Книга написана от лица вымышленного персонажа Йозефа Кнехта. Автор размышляет о судьбе мира, цивилизации и о том, что ему очень близко – о судьбе искусства. Гессе призывает в своём произведении искать золотую середину в поисках истины: никогда полностью не уходить в мир философии и фантазий, но и жить только материальным – неправильно.

Гессе, Г. Магия красок : Акварели из Тессина, заметки и стихи / Герман Гессе. – Москва : Текст, 2011. – 110 с.

ББК 84(4Гем)
Отдел абонемента 1\27836 

Герман Гессе начал писать красками в разгар Первой мировой войны. Живопись помогла ему выжить в страшнейшие времена. Для будущего нобелевского лауреата это был новый вид творчества, который позволил ему на некоторое время отойти от литературы. В книгу включены живописные акварели автора, созданные в швейцарском кантоне Тессин, а также эссе, стихотворения и письма.

Гессе, Г. Степной волк : роман / Герман Гессе. – Москва : АСТ, 2015. – 253 с. – (Зарубежная классика).

ББК 84(4Гем)
Отдел абонемента 1\52100 
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\52101

Один из самых известных романов Г. Гессе, в котором герой раздваивается на человека и волка, блуждающего в джунглях большого города. Воссоздаётся атмосфера внутреннего одиночества и потерянности, противоречий животной и духовной природы человека.

Пять эссе о книгах и читателях. Гессе-художник : Акварель. «Рисовать – это чудо» // Иностранная литература. –  2004. –  № 10. –  С. 210–240.

Отдел хранения основного фонда

В журнале представлены пять эссе о книгах и чтении, которые характеризуют Гессе как писателя и книголюба, а также эссе «Акварель» и «Рисовать – это чудо», которые открывают читателю Германа Гессе как художника.

Сапега, В. Н. Принцип двоемирия и единства мира в романе Г. Гессе «Демиан» / В. Н. Сапега // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А, Гуманитарные науки. – 2018. — № 10. — С. 100–108.

Отдел периодических изданий 

Рассмотрен роман «Демиан» через анализ принципа двоемирия и единства мира. Герою романа как внешний мир, так и внутренний видятся разделенными на два противоположных полюса: светлый (ян) и тёмный (инь). Целью духовного самосовершенствования Демиана является примирение данных противоборствующих сторон. Раскрывается влияние философских течений Китая на роман Г. Гессе «Демиан».

Целлер, Б. Герман Гессе (сам свидетельствующий о себе и о своей жизни) : с приложением фотодокументов и иллюстраций / Б. Целлер. – Челябинск : Урал LTD, 1998. – 311 с. – (Биографические ландшафты).

ББК 83.3(4Г)-8
Отдел хранения основного фонда 930622

В биографии Бернхарда Целлера читатель найдёт замечательный синтез «бытовой», культурной, религиозной ипостасей таинственного «паломника в Страну Востока», кумира бунтующей молодежи 60–70-х, мастера эпистолярного жанра (из-под пера Германа Гессе вышло более 30 000 писем), страстного жизнелюба и отрешённейшего созерцателя. Повествование построено на уникальных дневниковых записях, фрагментах переписки самого Гессе и содержит около 60 малоизвестных фотоиллюстраций.


115 лет со дня рождения Роберта Э. ХАЙНЛАЙНА


Роберт Энсон Хайнлайн (1907–1988) – один из крупнейших американских писателей-фантастов, во многом определивший лицо современной научной фантастики. Закончил военно-морскую академию в Аннаполисе (США), после чего служил на разных судах. По состоянию здоровья ушёл в отставку. В течение следующих лет Хайнлайн перепробовал множество занятий: учился в аспирантуре Калифорнийского университета (математика и физика), был риэлтором, служащим, баллотировался в Законодательное собрание Калифорнии, а позже занялся писательской деятельностью. Основная тема всех работ Хайнлайна – это практические преимущества деятельности людей в космосе. Несмотря на то, что он никогда не закрывал глаза на колоссальные расходы и отрицательные стороны последствий технологического роста, у него было ясное видение важности такого роста для прогресса человечества и способности его выживания. По мотивам его произведений были поставлены кинофильмы и сериалы. В южном полушарии Марса есть небольшой элемент рельефа, названный кратером Хайнлайна в честь человека, который мечтал о тех людях, которые когда-нибудь придут сюда жить и процветать.

Хайнлайн, Р. Э. Звездный десант : фантастические романы / Роберт Хайнлайн. – Москва : Издательство «Э», 2017. – 700 с. – (Золотая коллекция фантастики).

ББК 84(7Сое)
Отдел абонемента 1\66917

Представлены лучшие романы Р. Хайнлайна 50-х годов ХХ века. «Звёздный десант» – роман, принёсший писателю высшую фантастическую награду «Хьюго», – рассматривает проблему становления человека в тяжёлых условиях войны, когда боль и смерть становятся платой за право решать за других. Романы «Гражданин Галактики» и «Дверь в лето» продолжают развивать темы милитаризации, ксенофобии, личной свободы права выбора.

Хайнлайн, Р. Э. Ракетный корабль «Галилей» : роман / Роберт Хайнлайн. – Москва : Эксмо, 2014. – 318 с. – (Классика фантастики).

ББК 84(7Сое)
Отдел абонемента 1\46252

Четыре американских подростка, свято верящие в мечту о космосе, о Луне, о миссии человечества преодолеть земные пределы, осуществляют свои желания. Но всё не так просто. Мечта – мечтой, а Луна, как о ней ни мечтай, – слишком «суровая хозяйка», как скажет о спутнике нашей планеты годы спустя сам автор. Преодолевая то, что кажется на взгляд человека бескрылого, просто непреодолимым, герои доказывают: не боги приближают небо к земле, а землю к небу приближает человек деятельный.

Хайнлайн, Р. Э. Чужак в стране чужой : роман / Роберт Хайнлайн. – Москва : Иностранка : Азбука-Аттикус, 2017. – 702 с. – (Большой роман).

ББК 84(7Сое)
Отдел абонемента 1\66918

Одно из немногих жанровых произведений, включённых Библиотекой Конгресса в список «книг, сформировавших Америку». Главный герой – «марсианский Маугли» Валентайн Майкл Смит. Воспитанный негуманоидными «стариками», он возвращается на Землю, где, приноравливаясь к чуждым ему нравам и тяготению, ускоренно проходит все этапы взросления: от порочного происхождения – к несуразному наследству, от эксцентричного воспитания – к скандальной карьере и счастливой участи.

Подготовила:
библиотекарь общего читального зала Екатерина МАЛАШКОВА

 

Поделиться:

Читайте также: