Светоч в православной литературе

Иван Сергеевич Шмелёв родился 21 сентября (3 октября) 1873 г. в семье московского подрядчика строительных работ. Дед его – крестьянин из Московской губернии – старовер, борец за истинную веру. Предки матери тоже вышли из крестьянства. Их семья отличалась патриархальностью, была религиозной, все члены семьи вели строгий образ жизни. Дома будущий писатель не видел других книг, кроме Евангелия.

«Ранние годы, – писал Шмелёв в автобиографии, – дали мне много впечатлений. Получил я их “на дворе”». Здесь, во дворе, он увидел простой народ, привык к нему, не боялся ни ругани, ни криков, так как на него смотрели искренне и с добродушием. Летними вечерами, после работы, слушал он рассказы о деревне, сказки. Двор, по мнению Шмелёва, стал для него школой жизни. Первые понятия о доброте, милосердии и душевном сострадании он получил от простых людей с мозолистыми руками и добрыми глазами и всегда чувствовал любовь и уважение к этому народу, который всё мог: вырезать из досок фигурки, ковать лошадей, писать красками чудеса, петь песни и рассказывать сказки. Всё это заронило в его душу многое: и мартовскую капель, и вербную неделю накануне Пасхи, и воспоминания от путешествий по Москве.

Ближе всего Шмелёву было Замоскворечье, там проживали купечество, мещанство и фабричные и заводские люди. На замоскворецкий двор отца писателя каждую весну стекались сотни рабочих – строителей и ремесленников, со своими обычаями, сказками, преданиями, песнями, красочно богатым языком.

Мать добилась того, чтобы все пятеро детей получили отличное образование. Шмелёв во время обучения в гимназии очень много читал и перечитывал произведения классической литературы. Увлекался также театром, музыкой. Его духовный мир обогатили произведения В. Короленко и Г. Успенского, А. Пушкина и И. Крылова, Ф. Достоевского, И. Тургенева и Л. Толстого. Но собственные первые литературные опыты были не совсем удачны. И всё же успех пришёл – с рассказом «У мельницы», написанным за вечер. Этот рассказ был опубликован в «Русском Обозрении» в 1895 г. Шмелёв решил посвятить себя литературе. У него были небольшие средства, и он покупал книги Ф. Достоевского, А. Чехова, А. Островского, М. Щедрина, И. Гончарова, читал и много из зарубежной литературы: Г. Флобера, Э. Золя, Ги Мопассана.

Позже, после первого юношеского литературного опыта, он напишет в 1897 г. путевые очерки «На скалах Валаама», явившиеся результатом его путешествия в Валаамский монастырь. Обезображенная цензурой книга не имела успеха, и Шмелёв оставляет писательскую деятельность почти на десять лет. Много позже, в 1935 г., писатель вновь возвратился к воспоминаниям о своём юношеском паломничестве и создаёт очерк «Старый Валаам», где восславит древнюю цитадель русского православия, духовные и трудовые стороны жизни.

Летом 1893 г. Иван Сергеевич познакомился со студенткой Санкт-Петербургского Патриотического института Ольгой Александровной Охтерлони. Умная, начитанная, верующая девушка хотела стать сельской учительницей. В октябре 1895 г. Иван и Ольга в собственной усадьбе на Клязьме отгуляли пышную свадьбу и отправились в свадебное путешествие сначала в Троице-Сергиеву Лавру к старцу Варнаве, а потом на Валаам с древними монастырями и скитами.

Трудно переоценить воздействие на формирование личности Шмелёва православной веры, церкви. «Сильнейшее влияние на мою духовную сторону оказало и церковное воспитание», – признавался он в автобиографии. Семья Шмелёвых отличалась здоровым консерватизмом устоявшихся правил, привычек и взглядов, заботой о сохранении традиций и обычаев русской старины. Здесь свято чтили религиозные праздники, строго соблюдали посты, читали духовные книги, ежегодно ходили на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.

Годы учёбы на юридическом факультете Московского университета (1894–1898) прошли у Шмелёва под знаком глубокого интереса к русской литературе и истории. После университета и воинской повинности Шмелёв девять лет служил чиновником в Московской и Владимирской губерниях. Это время обогатило его знанием провинции. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни, – писал он в автобиографии. – Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство». Немаловажно и то, что в этот период Шмелёв живёт в близости к природе. Поэтому не случайно, что импульсом, побудившим его снова взяться за перо, стало впечатление от летящих к югу журавлей. Об этом его созданный после длительного перерыва рассказ «К солнцу» (1905), предназначенный для детей.

Интенсивный творческий рост Шмелёва начинается с первой русской революции. «1905 год поднял меня, – признавался писатель. – Новое забрезжило передо мной, открыло выход давящей тоске и заполнило образовавшуюся в душе пустоту». Произведения писателя этого времени характеризуются прежде всего углублением социально-нравственной проблематики.

В 1907 г., имея за плечами не одно опубликованное произведение, Шмелёв решает стать профессиональным писателем и уходит в отставку со своей службы. Характер творчества Шмелёва 1908–1911 гг. свидетельствует о том, что в трудное для русской литературы время он остался верен реализму. Творческое кредо писателя предельно кратко и точно выражено в рассказе «Переживания» (1911): «В гримасах жизни находить укрытую красоту». К этому стремится герой произведения, художник, вплотную столкнувшись со сложностями повседневного существования. Поиск и обнаружение красоты, спрятанной в толще ординарной, нередко грубой жизни, станет доминантой творчества Шмелева.

Произведения писателя 1910-х гг. объединены раздумьями о жизни и судьбе русского народа, их отличает умение Шмелёва на конкретном социально-бытовом материале ставить философские, нравственные вопросы о смысле жизни, о назначении человека. В повестях и рассказах предстаёт впечатляющий образ провинциальной России с её необъятными далями, живописной природой. Первой в ряду таких произведений стала небольшая лирико-философская повесть «Под небом» (1910), в которой самобытно воплощены размышления писателя о неразрывности жизни человека (образ крестьянина-охотника Дроби), природы и социального бытия. Природа в повести – активный катализатор духовных и нравственных качеств личности. Именно в естественном общении с нею, в душевной раскованности и осознании своей причастности к её мудрой силе и простору стихийный философ Дробь обретает ту «силу духа», которая заставляет рассказчика, городского врача, человека высокого интеллекта, искать его общества. Природа несёт в себе идеалы добра и правды, потому что в ней наиболее полно проявляются законы «светлого Неба».

Творчество Шмелёва 1912–1917 гг. характеризовалось прежде всего тематическим многообразием. Чуткий и внимательный наблюдатель жизни, он в этот период ещё глубже и многограннее отражал её в своих повестях и рассказах. Но о чём бы ни писал Шмелёв: о разоряющихся дворянах или о красоте природы, о предприимчивых дельцах или о судьбах интеллигенции, – народ, его жизнь, его думы и помыслы, чаяния и надежды по-прежнему оставались для него на первом плане.

Февральскую революцию 1917 г. Шмелёв встретил восторженно, совершил ряд поездок по России, где выступал на многочисленных собраниях. Однако писатель не верил в возможность скорых и радикальных преобразований в стране. Октябрьскую революцию он не принял и отошёл от общественной деятельности. Шмелёв переживал за то, что происходило в России, видя вокруг себя неисчислимые бедствия, страдания и смерть.

В мае 1918 г. Шмелёв переезжает в Алушту, где он купил небольшую дачу с клочком земли. Здесь он создаёт повесть «Неупиваемая Чаша» (1918). Несмотря на голод и лишения, Шмелёв намеривался надолго обосноваться в Алуште, работал, вынашивая серьёзные замыслы. Всё изменила ужасная трагедия с сыном в 1920 г. Октябрьскую революцию 1917 г. писатель расценил как отказ от норм нравственности и поэтому в 1918 г. вместе с женой и сыном, прошедшим окопы германского фронта, уехал в Крым. Там его семью постиг страшный удар: в 1920 г. сын писателя Сергей был арестован и увезён из Алушты, где служил при управлении коменданта, поверив в объявленную большевиками амнистию для участников врангелевской армии. На все вопросы, просьбы и запросы, где сын, что с ним, – ему отвечали с усмешкой, что сына отправили на Север. Шмелёвы кинулись в Москву, надеялись там найти помощь и поддержку.

Шмелёв не собирался покидать Россию и уезжать в эмиграцию, но то, что произошло с его единственным сыном Сергеем, надломило его: в 1920 г. его сын, офицер Добровольческой армии, был расстрелян большевиками. Время, с которого жизнь круто поворачивается, иногда можно определить довольно точно. Для И. С. Шмелева – это 1920–1921 гг. Гражданская война, голод. Время было непонятное. Шмелёвы, видимо, хотели просто переждать большевиков на Юге России.

Ещё в ранних произведениях Шмелёва зазвучал христианский мотив прихода через муку и скорбь к «сиянию» жизни. Первую мировую войну писатель воспринял как апокалипсис, возмездие за содеянное и начало всеобщей расплаты. Уже тогда в рассказе «Праздничные герои» он ратовал за дружную соборную жизнь.

Осенью 1922 г. Шмелёвы выехали в Берлин, ещё не зная ничего о трагической участи сына. А в январе 1923 г. перебрались по приглашению И. Бунина в Париж. Только здесь они получили подтверждение известия о гибели сына.

Считается, что самое известное произведение Шмелева – это «Лето Господне», в котором он воссоздал Россию, после того, как потерял навеки. Написано оно под влиянием глубокой тоски его по Родине. «Лето Господне» – церковный календарь, прочитанный глазами ребёнка. В этом и заключается оригинальность писательского творческого замысла. Все знают, что церковный календарь состоит из праздников и религиозных обрядов. Писатель начинает повествование в романе с Великого Поста, а точнее – с «Чистого понедельника». Для Вани, который, как и все мы, помнит своё детство разным: и светлым, и омрачённым, этот день – волшебная сказка, открытие нового мира. Запомнился ему этот светлый праздничный день и с другой стороны. По дороге в церковь попадается пьяный и ругается бранными словами. В душе у Вани тревожно: в такой праздник происходят отнюдь не сказочные события. К сожалению, таких людей и сейчас сколько угодно. И мальчика пугают такие поступки взрослых, но в глубине своей души он таит уверенность, что он лично избежит такой участи и такой неприглядной жизни. Душа его зреет, вот он стоит возле Храма Спасителя, и в его сердце светлые, благоговейные и возвышенные мысли и переживания, пробуждающие чувство гордости каждого к русской истории и народным святыням.

Произведение «Лето Господне» – энциклопедия жизни православного человека. Очень подробно говорится в нём о размышлениях, чувствах и переживаниях мальчика, о его внутреннем мире, о взаимоотношениях с домашними. Две главы «Именин» из этого произведения посвящены отцовскому празднику, а вся последняя часть – «Скорби» – трагическим событиям: болезни отца, кончине, похоронам. Но сама смерть становится не так страшной, когда Горкин утешает мальчика – не бойся, отец был добрый, на него молельщиков много, он исповедался, причастился, соборовался перед кончиной.

Люди, уважающие религиозные праздники, знают особенности каждого из них. Некоторые действа уже стали народной традицией и воспринимаются многими почти как фольклор. Например, на Пасху красят яйца все: и верующие, и неверующие. И христосоваться, и приветствовать друг друга в этот светлый день тоже всем нравится. А в Прощёное воскресение мы хотим почувствовать себя великодушными, попросить у всех прощения, очиститься душой и телом. Это живая память истории нашла отражение и в творчестве Шмелёва.

В «Лете Господнем» описано пять двунадесятых праздников, Пасха, святки и Великий пост. Рассказывал писатель и о церковных службах: порядке богослужения и убранстве церкви в определённый праздник. Он сам ходил на службы в православные церкви в Париже, строго соблюдал в домашнем обиходе традиции и обычаи. Это было совсем не сложно, детское его воспитание в семье было религиозным. И постепенно, после пережитых страданий и мучений, после мучительных раздумий о судьбе России – религия и вера помогли отодвинуть отчаяние, и в его душе появился свет. Как он сам вспоминает, работа над книгами спасли его от пропасти и удержали в жизни. И в рассказах Шмелёва о России появляется всё больше и больше доброго, зло отступает.

Через психологические переживания героев Шмелева открывается нам, читателям, духовная жизнь людей, красота православных праздников, в которых заложен глубокий смысл обрядов и обычаев, остающихся неизменными и в наше время. Эта книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык писателя органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нём отразилась сама душа России.

Книга «Лето Господне» явилась вершиной позднего творчества писателя и принесла ему европейскую известность, это книга, в которой мы видим окружающий мир глазами ребёнка. Работа над этим произведением заняла у автора около четырнадцати лет. «В ней, – говорил Шмелёв о своей книге, – я показываю лицо Святой Руси, которую я ношу в своём сердце».

Годы, проведённые в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. Шмелёв публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др.

В 1936 г. умерла жена писателя Ольга Александровна. Вместе с женой они прожили 41 год. Иван Сергеевич пережил её на четырнадцать лет и умер 24 июня 1950 г. от сердечного приступа по дороге в монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, что расположен во Франции.

Иван Сергеевич Шмелёв всегда страстно мечтал об одном – вернуться в Россию. Перед смертью он завещал перевезти его прах и прах его жены в Москву для упокоения рядом с могилой отца его в Донском монастыре. Желание писателя осуществилось, 30 мая 2002 г. его прах был торжественно перевезён из Франции в Россию, в Москву, на кладбище Донского монастыря.

29 мая 2000 г. в Замоскворечье, в сквере у перекрёстка между большим Толмачёвским и Лаврушинским переулками, был установлен памятник-бюст И. С. Шмелёва. Скульптурный портрет писателя был изготовлен ещё при его жизни скульптором Лидией Лузановской. 16 июня 2016 г. этот сквер был назван в честь писателя.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. С. ШМЕЛЁВА

Шмелёв, И. С. Душа Родины : рассказы и воспоминания / Иван Сергеевич Шмелёв ; по благословению Архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия. – Москва : Паломник, 2007. – 558, [1] с.

ББК 84(2=РУС)6
Отдел хранения основного фонда 1014213

Сборник рассказов включает яркие свидетельства паломника, посетившего намоленные святыни России. Среди них есть, такие произведения, как «Свет Разума», «Куликово Поле», «Крёстный ход», «Старый Валаам», «Душа Родины» и те, которые публиковались редко. Включены в книгу и образцы публицистики Ивана Шмелёва, а также подборка личных воспоминаний о нём самом людей, близко знакомых с писателем. В них содержится немало ценных сведений о его личной жизни и характере. Они существенно обогащают представление о писателе и помогают лучше понять его духовный путь.

Шмелёв, И. С. Птицы Божии : очерк, рассказы, воспоминания / Иван Шмелёв. – Москва : Артос-Медиа, 2009. – 477, [1] с.

ББК 84(2Рос)6
Отдел обслуживания учащихся 1–5 классов 1\42119

В сборник «Птицы Божии» вошли очерк «На скалах Валаама» (1897) – результат свадебного путешествия в Валаамский монастырь осенью 1895 г., рассказы разных лет и воспоминания. Среди рассказов привлекают особое внимание произведения, в самих названиях которых сразу чувствуется религиозный аспект: «Блаженные», «Крест», «Глас в нощи», «Птицы Божьи», «Рождество в Москве».

Утверждение высоких духовных и нравственных качеств личности является основным в произведениях Шмелёва. Воссоздавая определённые этические ситуации, повседневно-житейские по своему уровню и масштабу, писатель обращается к проблемам совести, чести, милосердия, трудолюбия.

Шмелёв, И. С. Светлая страница : рассказы / Иван Шмёлев ; [художник Е. Л. Шальнева]. – Минск : Белорусская Православная Церковь, 2009. – 95, [1] с.

ББК 84(2=РУС)6
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\7835

В книгу вошли рассказы И. С. Шмелева «Светлая страница» и «Как мы летали», посвящённые светлым воспоминаниям его детства. В рассказе «Светлая страница» три друга решили во что бы то ни стало раскрыть тайну загадочного дома на окраине Москвы. Неожиданные приключения преподносят им уроки доброты, сострадания и веры в Бога.

Весёлый, задорный и трогательный пасхальный рассказ «Как мы летали» о приключениях четырёх закадычных друзей дореволюционной Москвы, отправившихся в Зоологический сад смотреть, как будет летать на воздушном шаре какой-то француз. В ожидании «смертельного номера», мальчишки гуляли по саду и смотрели зверей. Самое большое впечатление на детей произвели слоны. Один из героев, Петька Драп, обретает родную душу и даже друга – находящегося в неволе слона, который проникся к мальчику…

Шмелёв, И. С. Мой Марс : рассказы о животных / Иван Шмелёв. – Москва : Отчий дом, 2007. – 112, [1]. – (Православная детская библиотека).

ББК 84(2=РУС)6
Отдел обслуживания учащихся 1–5 классов 1008021

В книгу вошли рассказы И. С. Шмелева «Мой Марс», «Мэри» и «Последний выстрел». Рассказывая о сложных обстоятельствах, в которые попадают порой люди и их питомцы, автор стремится пробудить чувство сопереживания, научить не только доброму, но вместе с тем и ответственному отношению к окружающей нас живой среде. В основе этих рассказов о животных – вера в лучшие качества человеческой души, в её способность любить и сострадать.

Шмелёв, И. С. Человек из ресторана : повести, рассказы / Иван Шмелёв. – Москва : Эксмо, 2012. – 636, [2] с. – (Русская классика).

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\32896

Социально-бытовая повесть Шмелева «Человек из ресторана» (1911) наполнена глубинным религиозно-философским смыслом, она повествует о жизни Скороходова, главного героя произведения, – о непрерывной цепи унижений и бед. Однако в этих его «хождениях по мукам» есть и существенный позитивный момент. Бедность и страдания обездоливают Скороходова. Но они же помогают освобождению его сознания от духовного рабства, способствуют росту чувства собственного достоинства и внутренней свободы, выработки способности понять подлинные духовные ценности жизни, распознать лицемерие и фальшь, «в какие бы одежды они ни рядились». Скороходов, по мнению автора, высшей правдой считает религиозную, которую открыл ему старик-торговец, спасший Николая от рук жандармов: «Вот это золотое слово, которое многие не понимают и не желают понимать». Старый официант уверен: «Сила от Господа… Ах, как бы легко было жить, если бы все понимали это и хранили в себе». Обретение православной истины дало Скороходову силы нравственно противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам, духовно возвыситься над ними. В этом суть его внутренней эволюции. От «Человека из ресторана» тянутся нити к «Лету Господню», «Богомолью» и другим произведениям Шмелёва, пронизанным христианскими мотивами.

Шмелёв, И. С. Неупиваемая чаша : романы, повести. статьи / И. С. Шмелёв ; сост., вступ. ст., примеч. Т. Ф. Прокопова. – Москва : Школа-Пресс, 1996. – 701, [3] с. – (Круг чтения: Школьная программа).

ББК 84(2=РУС)6
Отдел абонемента 933602, 933601

Повесть И. С. Шмелёва «Неупиваемая Чаша» (1918) – щемяще-светлое сказание о жизни, а точнее, о житии крепостного иконописца-самородка Ильи Шаронова, его трудной судьбе, духовном и творческом подвижничестве, результатом которого явилось создание им иконы, ставшей чудотворной. Писателю удалось передать красоту церковной живописи, отмеченной знаком особой святости. Шмелёвский герой с удивительной ясностью воплощает в своих творениях то, что наполняет его душу – видение высшей духовной силы.

Шмелёв, И. С. Рождество / И. С. Шмелёв ; художники Юрий и Ирина Юрасовы ; рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. – Москва : Храм Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище, 2010. – 15, [1] с. – (Рождественские рассказы русских писателей).

ББК 86.372-52
Отдел обслуживания учащихся 1–5 классов 1\16360
Отдел обслуживания учащихся 6–9 классов 1\16361

В 1927 г. Шмелёвым был написан небольшой рассказ «Рождество», – именно с него и началось «Лето Господне». В этом рассказе показана духовная сущность русского народа: вера, обряды, быт переданы Шмелёвым на фоне светлых воспоминаний о Рождестве, автор воскрешает в памяти навсегда ушедший мир патриархальной Руси. Ребёнок чище, полнее и яснее воспринимает окружающий мир, который и открывается перед нами во всей полноте, яркости и истине.

В своём рассказе И. С. Шмелев не только вспоминает о своих детских впечатлениях от праздника, но и дарует нам возможность по-новому пережить наступающие дни Рождества.

Шмелёв, И. С. Лето Господне / Иван Шмелёв ; [художник В. Павлова]. – Москва : Лествица : Санкт-Петербург : Диоптра, 1998. – 762, [4] с.

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\40780

Время произведения «Лето Господне» (1927–1948) строится на основе церковного календаря. Кольцевая композиция романа отражает годовой цикл православных праздников: Рождество, Великий пост, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение, Покров, снова Рождество… С ходом православного календаря сцеплены буднично-бытовые дела. Великим постом запасают на лето лёд. На Преображение снимают яблоки, в канун Иван-Постного солят огурцы. После Воздвиженья рубят капусту. Так возникает цельный мир повседневной жизни «светлого царства русского», где всё связано и взаимодополняемо, всё находится в нерасторжимом единстве.

«Лето Господне» строится как рассказ ребёнка. Окружающий мир одухотворён взглядом семилетнего Вани, который доверчиво всматривается в его таинства полными любви и радости глазами. Юный герой постигает жизнь в традициях Православия.

Шмелёв, И. С. Православная Россия : Богомолье. Старый Валаам / И. С. Шмелёв. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 299, [4] с. – (Классика в иллюстрациях).

ББК 84(2Рос)6
Общий читальный зал 1\44623

В данный сборник вошли два произведения И. С. Шмелёва, объединённые темой православного паломничества, наполненных любовью к Родине, светом, добром и верой.

В «Богомолье» (1931) описывается поездка-путешествие на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру – древнерусский монастырь, основанный Сергием Радонежским. Сюжет соткан из дорожных эпизодов, свидетелем которых становится мальчик Ваня, из описания судеб богомольцев. Представлены размышления писателя о своеобразии жизни дореволюционной России и путях духовно-нравственного воспитания человека.

«Старый Валаам» (1935) посвящён паломничеству автора и его молодой жены в святую обитель – Валаамский монастырь.

Шмелёв, И. С. Пути небесные / Иван Шмелёв. – Москва : Сибирская благозвонница, 2011. – 600, [4] с.

ББК 84(2Рос)6
Отдел абонемента 1\22261

Первый том «Путей небесных» был завершён Шмелевым в мае 1936 г., второй создан в 1944–1947 гг. Смерть писателя в 1950 г. оборвала работу над третьим томом.

Роман повествует о сложном пути к Богу главных его героев: инженера-механика Вейденгаммера и его гражданской жены Дарьи. В произведении, в котором, по мнению автора, «земное сливается с небесным», всесторонне показана сложная жизнь человеческой души, ведомой Божественным Промыслом, и напряжённая борьба с силами зла. С живостью и яркой образностью развёртывается история того, как молодая женщина силой ясновидящей любви и православной веры приводит героя-атеиста к постижению Высшей истины. Суть того, что происходит с героями, отражают названия глав романа: «Искушение», «Прельщение», «Помрачение», «Грехопадение», «Вразумление» и т. п. Герои произведения проходят трудный путь духовного развития через нравственное падение, очищающее страдание и искреннее сердечное покаяние. В результате сложной внутренней работы, переоценки ценностей они приходят к твёрдому, выстраданному убеждению, что постичь смысл бытия можно только с помощью православной веры.

 

СТАТЬИ О ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ШМЕЛЁВА В ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

Абишева, У. К. «Бытие сквозь быт» (к проблеме эволюции творчества И. С. Шмелёва 1900–1910-х гг.) / У. К. Абишева // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. – 2004. – № 2. – С. 80–96.

Гудзова, Я. О. Язык запахов в романе И. С. Шмелёва «Пути небесные» / Я. О. Гудзова // Русская речь. – 2019. – № 3. – С. 105–116.

Дзыга, Я. О. Образ метели у А. С. Пушкина и И. С. Шмелёва / Я. О. Дзыга // Русская речь. – 2010. – № 1. – С. 8–13.

Дзыга, Я. О. «Образы страстей» в романах «Обрыв» И. А. Гончарова и «Пути небесные» И. С. Шмелёва / Я. О. Дзыга // Русская речь. – 2017. – № 1. – С. 25–32.

Ковалёва, Л. В. Художественные функции устаревших слов в «Солдатах» И. С. Шмелёва / Л. В. Ковалёва // Русская речь. – 2018. – № 6. – С. 40–44.

Минералова, И. Г. «Неупиваемая чаша» И. С. Шмелёва : стиль и внутренняя форма / И. Г. Минералова // Литература в школе. – 2003. – № 2. – С. 2–8.

Николаева, Е. В. Пути небесные русского романа… / Е. В. Николаева // Литература в школе. – 2003. – № 2. – С. 9–12.

Потапчук, Е. Ю. Круг : религиозные основы жизни дореволюционной России (по роману И. С. Шмелёва «Лето Господне») / Е. Ю. Потапчук // Религиоведение. – 2015. – № 3. – С. 109–118.

Примочкина, Н. Детство в произведениях «Лето Господне» И. С. Шмелёва и «Детство» А. М. Горького / Н. Примочкина // Литература в школе. – 2003. – № 7. – С. 2–4.

Руднева, Е. Г. Цветовая гамма в повести И. С. Шмелёва «Богомолье» / Е. Г. Руднева // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. – 2000. – № 6. – С. 59–66.

Руднева, Е. Г. «Я не думал о религиозном – тогда…» : (о жанре «Неупиваемой Чаши» И. С. Шмелёва) / Е. Г. Руднева // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. – 2007. – № 1. – С. 74–81.

Черников, А. П. «Жажда праведности» : повесть «Богомолье» в контексте духовных и эстетических исканий И. Шмелёва / А. П. Черников // Литература в школе. – 2016. – № 10. – С. 15–19.

Черников, А. П. Опыт духовного романа : «Пути небесные» И. С. Шмелёва / А. П. Черников // Литература в школе. – 2003. – № 2. – С. 13–18.

Черников, А. П. Песнь о России : быт и бытие в романе И. С. Шмелёва «Лето господне» / А. П. Черников // Литература в школе. – 2017. – № 8. – С. 17–22.

 Подготовил:
 библиотекарь отдела хранения основного фонда Владимир Поляков

Поделиться:

Читайте также: