Изяслав Котляров: о писателях, о жизни, о судьбе
В преддверии великого праздника – ДНЯ ПОБЕДЫ – публикуем интервью с членом Союза писателей Беларуси, почётным гражданином города Светлогорска Изяславом КОТЛЯРОВЫМ.
Изяслав Григорьевич является инициатором создания мемориального комплекса на месте уничтоженной в годы Великой Отечественной войны немецким карательным отрядом деревни Ола.
…Утром 14 января 1944 г. каратели окружили деревню Ола. Жителей сгоняли в дома и поджигали, пытавшихся бежать – расстреливали. В Оле было расстреляно и сожжено 1758 мирных жителей. После войны деревня не восстановилась.
Огромная благодарность Изяславу Григорьевичу за инициативу, активную работу по созданию мемориала Ола, за книги, стихи, за сохранение памяти о героях! Большое спасибо за искренние ответы на наши вопросы и за позитивное, жизнеутверждающее интервью, которое особенно будет интересно и полезно тем юным авторам, которые только вступают на писательский путь.
- В каком возрасте проявился Ваш писательский дар?
– Пристрастие к стихосложению почувствовал ещё в 4 классе. Показал сочинённое учительнице, а она воскликнула: «Это ты написал?! Никогда не поверю!» С тех пор я не показывал своих стихотворений ни одному учителю, хотя писал и даже пробовал посылать в газету. Первый, удививший меня отклик, получил уже в юношеском возрасте от известного критика Григория Берёзкина, который возглавлял тогда отдел поэзии альманаха «Советская Отчизна» — предшественника нынешнего «Немана»: «Вы можете и должны писать стихи…» То, что могу, я тогда не сомневался, а вот почему должен?
Потом понадобилась вся жизнь на то, чтобы ответить самому себе на этот же вопрос.
- В каком жанре Вы пишете?
– Поэзия сама многожанровая. Впрочем, можно конкретизировать: автор около 30 поэтических книг. Среди них сборники стихотворений «А душа и в молитве болит», «Вечное время во мне», «Небесная весть», «Эхо зова», «Под глубиною высоты», «Судьбою называемый экспромт», «Участь», «Приближение к абсолюту», вышедшие в Минске, Москве и Санкт-Петербурге… Есть сборники сонетов «Куда б ни шёл – иду к своей судьбе», «О Беларусь, ты – гербная держава!», триолетов – «Россыпь», книги венков сонетов – «Но даже умираем, чтобы жить», венков сонетов – «Ещё за далью и за высотой» и «Земля простит, но не прощает небо»… Стал автором документальных и летописных поэм «Бридский Мох», «Ола», «Замковое время Беларуси», «Месяцеслов»… Написал нескольких книг прозы и публицистики. Перевёл на русский стихи более 50 белорусских поэтов.
- Где Вы берёте сюжеты для произведений? Вы пишете о себе, знакомых, событиях, происходивших на самом деле?
– Сюжеты подсказывает сама жизнь, но, конечно же, в своеобразном поэтическом осмыслении. Однако было бы наивно считать, что это только собственная жизнь подсказывает. Поэт живёт во всех веках одновременно.
- Поделитесь с нами историей создания книги «Моё духовное пространство». Есть ли в этой книге произведения особенные для Вас – например, связанные с какой-то реальной историей, и можете ли Вы рассказать нашим читателям об этом?
– Книга «Моё духовное пространство» посвящена Гомельщине – о наших городах, посёлках, сёлах, имевших магдебургское право, а теперь – свои гербы. Это и летописные поэмы (в сокращении) о наших замках, дворцах. Поэма «Бридский Мох» (тоже в сокращении) – о самой наступательной операции Великой Отечественной войны – «Багратион». Поэма «Ола» — о самой трагической деревне Беларуси. Приближает их к нашим реалиям и замечательный перевод на белорусский язык Софьи Шах.
Рассказать о мемориалах «Багратион» и «Ола» в Светлогорском районе мог бы многое, ибо был инициатором их возведения.
- Кто из героев книги Вам ближе всего и почему? О ком из героев было труднее всего писать?
– Ближе всего само время во всём его разнообразии. Я с детства не мог и не могу смириться с быстротечностью человеческой жизни. Назвать время героем произведений, наверно, рискованно, хотя в этом есть правда. Возобновлять, одухотворять в документальных и летописных поэмах реальных героев сложно. Но когда пишешь, они сами себя выявляют. Многолика книга документальных повестей, публицистики и поэзии «Война – время подвигов и трагедий», отмеченная недавно специальным дипломом в номинации «Беларусь помнит» по итогам Национального конкурса «Мастацтва кнігі». А сопоставлять не хочется. Пишу – когда пишется. Поэтому о трудностях говорить не стоит. Когда-то я сказал: «Стихи не пишутся, а дышатся, – нет, выдыхаются в слова…» Да, они должны быть естественными, как дыхание. К сожалению, так получается не всегда.
- Что Вы почувствовали, когда узнали о том, что ваша книга стала победителем?
– Подумал о том, что кого-то из участников конкурса огорчил своей победой. А ещё мысленно поблагодарил руководителя Гомельской областной писательской организации Владимира Гавриловича за его умение организовать не только этот конкурс имени Кирилла Туровского, но и за издание альманахов, сборников для нас. И конечно же, с благодарностью подумал о том, что Гомельский облисполком на протяжении многих лет финансово поддерживает эту инициативу. Да, для литератора самая лучшая премия – это издание его книги.
- Вы известны как талантливый поэт. А пишете ли Вы прозу?
– Частично я уже ответил. Не часто, но пишу, ибо это естественное продолжение и моей профессиональной журналистской работы. Вот уже 56 лет живу в Светлогорске. За это время стал в какой-то степени летописцем города в газетных, журнальных, брошюрных, да и книжных публикациях. А рецензий на художественные выставки и интервью с живописцами, скульпторами хватило бы на отдельное издание.
- Кого бы Вы могли назвать Вашими учителями?
– Учился чтением русской и зарубежной классической литературы. Помогла юношеская дружба с Игорем Шкляревским, которая сопутствовала и в зрелые годы. Но главное то, что жизнь подарила мне уникальную, пронзительно талантливую поэтессу Софью Шах, которая стала моей женой. Она обладает взыскательным ощущением слова, является автором первой в славянской литературе сонетной диадемы. И вообще написала в жанре сонетов больше произведений, чем все белорусские литераторы вместе. Ни одна моя газетная, журнальная или книжная публикация не обходится без её предварительного внимания. Впрочем, сама она считает меня своим учителем, ведь это я в своё время заметил её талант и смог обратить его к белорусскому языку.
- Ваши любимые писатели?
– В разное время пристрастия были разные. Это Александр Блок, Константин Случевский, Иван Бунин, Фёдор Тютчев, Михаил Лермонтов, Владимир Луговской, Василий Фёдоров, Сергей Есенин… Однажды на вопрос, кто ваш любимый поэт, я ответил: любимых много, а одного любимого нет. Иначе я, наверное, не писал бы стихов.
- Как Вы относитесь к критике?
– К критике отношусь критически. При чтении рецензий прежде всего обращаю внимание на цитирование текста, подтверждающего мысли рецензентов. И тогда понимаю, насколько тот или иной критик компетентен в том, о чём рассуждает. Часто после такого предварительного знакомства с текстом рецензии задумываюсь, надо ли вообще читать дальше. И не читаю. Можно много и красиво, комплиментарно рассуждать о стихах, не понимая и не чувствуя глубинной сущности поэзии. Мне повезло в начале творческого пути встретить Григория Берёзкина, а на завершении – Инну Ростовцеву, Льва Аннинского, очень авторитетных в Беларуси и в России критиков. Благодарен судьбе за благосклонное внимание Александра Ковалени, Ивана Штейнера, Ивана Афанасьева, Владимира Саламахи…
- Хочется ли Вам написать что-нибудь нетипичное для себя? Например, в жанре фэнтези?
– Нет, не хочется. В моём возрасте уже поздно экспериментировать собой и над собой. Ориентиром была и остаётся классическая литература.
- Что посоветуете начинающим писателям?
– Начинать!