Сказочные пейзажи Юлия Клевера
В преддверии наступающего Нового года представляем вашему вниманию одни из самых красивых картин на зимнюю тему. Чтобы подарить ощущение зимнего чуда, не будем делать вернисаж из произведений нескольких художников. Мы познакомим вас с творчеством всего одного живописца. Именно его произведения создадут атмосферу необычного, таинственного, сказочного…
Этот удивительный пейзажист из числа тех, о ком говорят: «Художник от Бога».
Немец по национальности, был по-русски щедр и расточителен. Зарабатывал очень много, и так же много и быстро тратил, раздавая деньги приятелям, а то и совсем незнакомым людям. Мог нанять целый пароход с оркестром и прокатить после спектакля всю труппу Александринского театра по ночной Неве.
А ещё его часто называют первым коммерческим художником в России.
Как это всё уживалось в одном человеке?
Пора познакомиться с ним поближе, тем более, что в уходящем году мы отметили 170-летие со дня рождения Юлия Клевера.
К сожалению, современному зрителю это имя мало знакомо. А когда-то оно гремело по всей России! Он был любимым живописцем царской семьи. Многочисленные произведения Клевера тысячами репродукций расходились по всей стране, воспроизводились на шкатулках и брошках, копировались и подделывались профессионалами и дилетантами.
Этот художник интересен ещё и тем, что в его наследии довольно много пейзажей, созданных на территории нынешней Беларуси.
Юлий Юльевич Клевер родился 19 января 1850 года в старинном эстонском городе Тарту (тогда он назывался Дерпт). Происходил художник из старинного немецкого балтийского рода фон Клевер. Да, его фамилия созвучна названию полевого цветка, но на самом деле в переводе «clever» означает «умный, ловкий».
Его родители никакого отношения к искусству не имели: отец – магистр химии – преподавал в Ветеринарном институте в Дерпте. То, что продолжатель рода увлёкся искусством, в семье было воспринято благосклонно, но его определили в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге всё же на архитектурное отделение, полагая, что эта профессия более серьёзна и перспективна.
Промучившись год, эмоциональный, импульсивный Юлий Клевер тянуть лямку обязательств не смог, перешёл на живописное отделение. Учился успешно. Но и здесь занятия стали казаться скучными: академическое образование с его канонами принесло глубокое разочарование. И даже получив две серебряные медали за этюды с натуры, Клевер вышел из Академии, точнее, был отчислен в 1870 году. Обвинить юного художника в лености нет оснований. Его энергии хватало, чтобы развивать своё дарование без помощи наставников, неустанно работая с натуры.
Оставив Академию, Юлий Клевер задался целью покорить Императорское Общество Поощрения Художеств. Начиная с 1871, пейзажи Клевера ежегодно экспонировались, приобретались представителями знати.
Ему был 21 год, когда его картину «Заброшенное кладбище зимой» купил известнейший коллекционер, меценат граф П. С. Строганов.
Юлию Клеверу исполнилось 22 года, когда его пейзаж «Закат» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, президент Академии художеств.
В свои 24 года художник удивил Петербург: организовал персональную выставку. На такие смелые акции отваживались немногие живописцы – например, И. К. Айвазовский и В. В. Верещагин. Выставка Клевера имела шумный успех.
Спустя два года на его второй персональной выставке картину «Берёзовый лес» пожелал приобрести Александр II. Покупка картины царём сразу решила судьбу художника. Юлию Клеверу, не закончившему Академию, присвоили звание классного художника первой степени.
Новые работы Клевера производили ошеломляющее впечатление, о нём говорили в салонах, галереях. 28-летний Юлий Клевер за картину «Старый парк» получил звание академика живописи. Картина была отправлена на Международную выставку в Париж.
На следующий год после плодотворной работы с этюдником на острове Нарген один из его пейзажей («Девственный лес») был приобретён самим Павлом Михайловичем Третьяковым, «Деревня на острове Нарген» – великим князем Алексеем Александровичем, а «Зимний пейзаж» – императором Александром III.
В 1880 году Академия художеств за картину «Лесная глушь» присвоила Юлию Юльевичу Клеверу звание профессора, он возглавил кафедру в Академии художеств, которая предоставила в своём здании и мастерскую, и квартиру, куда Юлий Клевер приехал уже с молодой женой.
30-летний живописец достиг апогея популярности. Для состоятельных людей считалось дурным тоном не иметь картин Клевера. Признание публики, награды и титулы сделали его состоятельным человеком. Юлий Клевер два года возглавлял Общество выставок художественных произведений, которое открыто занималось сбытом литографий, гравюр, открыток, фотографий, репродукций.
Художник был человеком «широкой души», тяги к накоплению богатств за ним не водилось. Когда деньги заканчивались, ему проще было написать и продать новую картину, чем экономить. Юлий Клевер отличался беспечностью, жизнерадостностью и лёгким нравом. Мог скупить у осевшего на мели студента все имевшиеся на тот момент его работы.
Популярность Юлия Клевера вынудила его организовать в мастерской «живописную фабрику». Случалось, подмастерья писали подмалёвки, по которым он работал кистью. Да, заказов было много: его пейзажи пользовались широчайшей известностью далеко за пределами Петербурга.
В чём секреты такого фееричного успеха? Заглянем в творческий мир Юлия Клевера и попытаемся разобраться. Лучше всего это сделать путём сравнения малоизвестного с уже известным. Сравним особенности стилей Юлия Юльевича Клевера и Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), которого уже тогда считали великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать в своих полотнах красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на картины Шишкина создаётся впечатление, что вот-вот подует ветер или послышится треск сучьев. Живопись занимала все мысли художника, он даже скончался за мольбертом, с кистью в руке…
Был влюблён в живопись и Юлий Клевер. Но свою зимнюю сказку он создавал по-иному. Лес у него чаще всего как фон, на котором запечатлено остановленное мгновение – сцена из какой-то истории. Персонажей в ней мало: одинокий человек, повозка с лошадью, домик, одно-два дерева, лодка… И всё же много странного во всём окружающем, будто это страница старинного предания, притчи… И этот ореол закатного солнца: он не благостно безмятежный, а мистически загадочный… Незнакомые, полуразрушенные уголки природы на картинах Клевера манят зрителя своей тайной… И быль, и даль, и нечто близкое, родное, реальное и нереальное, – всё переплелось, создавая живой таинственный образ.
В этой мистической картине всё живое. Вы ощущаете это не только в пейзажах, где сильный ветер, но даже в тех картинах природы, где тишина. В этой полупризрачной тишине Время остановилось, замерло. В этом полусне вы не слышите, но чувствуете дыхание природы, её чуткий взгляд, устремлённый на зрителя.
Даже берёзы у художника – это не только и не столько деревья, это живая душа, ищущая тепла. Не случайно их голые ветви подобны рукам, вскинутым в молитве…
«Исповедь». Так художник назвал автобиографию. В этой книге, изданной в 1915 году, он писал: «Самый скромный, бесхитростный уголок природы дивно прекрасен, если живописец сумеет почувствовать его с осмысленной любовью…».
Видеть красоту в простом, привычном, обыденном – большой дар. Возможно, эта способность возникла у Юлия Клевера как форма противостояния канонам, навязываемым академическим искусством. Или эта отличительная черта появилась как отражение внутреннего одиночества?
Картины Юлия Клевера магически завораживают. Пейзажи с заброшенными деревеньками и фрагменты дворянских усадеб выглядят сказочными, волшебными. Они манят войти в них, чтобы прикоснуться к Тайне. Согласитесь, стремление постичь таинственное живёт в каждом из нас с детства…
Отметим, что в интернете очень искажённо представлено творчество Юлия Клевера. Цветовая палитра работ далека от оригинала, лишает зрителя понимания уникальности его живописи. В фонде отдела литературы по искусству богатейшее собрание изданий по изобразительному искусству. Альбомы, посвящённые творчеству и Клевера, и Шишкина, и многих других художников, предоставят вам возможность получить удовольствие даже от репродукций – они максимально близки к оригиналам.
Прежде, чем мы предложим вам полюбоваться зимними пейзажами Юлия Клевера в этой презентации, расскажем, как сложилась его судьба в годы советской власти.
Ещё в 1890-х годах после финансового скандала в Академии художеств, по которому Клевер проходил свидетелем, художник вместе с семьёй был вынужден уехать в Германию. Там также были успех и признание, но его душа тосковала по России, куда он вернулся в 1915 году. На родине Юлий Клевер устроил выставку в Москве, совершил творческие поездки в Прибалтику и Финляндию, второй раз посетил белорусские земли.
До этого он гостил в 1899 году в Витебском уезде в нескольких имениях, более всего – в Амбросовичах, у помещика А. Ф. Перрота. В конце 1899-го в Витебске проводилась благотворительная выставка в пользу общества попечения о детях. Было представлено более 170 картин пятидесяти художников, из них – 53 произведения Юлия Клевера. Сам художник пожертвовал в пользу благотворительного общества зимний пейзаж «Вечер» стоимостью 500 рублей.
Бурные российские события, революцию он воспринял философски. Да, советская власть не забыла, что Клевера называли любимым живописцем царской семьи. Но его деревенские пейзажи воплощали скорее жизнь обездоленных и сирых, а посему его творчество не было запрещено. Более того, Юлий Юльевич в 1920-е до конца жизни преподавал в Академии художеств и в Центральном училище технического рисования в Петрограде, где заведовал кафедрой монументальной живописи, стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.
Мир стремительно менялся, живописцы вдохновлялись новыми веяниями, а неунывающий Юлий Клевер продолжал писать свои солнечные зимние пейзажи, которыми зритель утолял свою ностальгию, жажду волшебства. Оптимизм, жизнелюбие помогли Юлию Юльевичу дожить до глубокой старости, с улыбкой вспоминая о минувшем… Вот таким запечатлел его на портрете Лев Альперович – единственный работавший в Беларуси ученик знаменитого русского живописца Ильи Репина, художник-профессионал, закончивший Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге.
Возможно, Юлия Клевера всё же коснулись бы вихри сталинских репрессий, но его жизненный путь закончился 24 декабря 1924 года…
Тот, кто хочет увидеть сельский, лесной пейзаж, от которого он отчуждён обстоятельствами, особенно остро почувствует, что картины Юлия Клевера удивительно хороши. Наполненные атмосферой легенды, они позволят вам отдохнуть от быта, от ежедневных забот и рутины.
Уникальные пейзажи Юлия Клевера вот за этой перевёрнутой картиной. Стоит лишь нажать на это изображение – и вы войдёте в зимнюю сказку Юлия Клевера…
Солнечного вам Нового года! Чаще встречайтесь с миром прекрасного – и в вашей жизни будет больше света!