Как денди лондонский одет…

К 165-летию со дня рождения ОСКАРА УАЙЛЬДА (1854-1900), ставшего символичной фигурой английской и мировой культуры, непревзойдённого комедиографа, мастера блестящих парадоксов, поклонника изящных искусств, способного неординарно мыслить, гениально писать, блестяще говорить.

Оскар Уайльд вырос в обеспеченной аристократической семье (отец — сэр Уильям Роберт Уайльд — ирландец, известный врач; мать — леди Джейн Франческа Уайльд — ирландка, светская дама, поэтесса) и получил блестящее образование: сначала престижный колледж Св. Троицы в Дублине, затем колледж Св. Магдалины в Оксфорде в Англии. Юношей он был очень одарённым: увлекался историей и античной литературой, проявлял способности к языкам. Особенно в Оксфорде Уайльд много работал над собой, именно там он выработал кристальный английский акцент.

После окончания университета (1878) Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где перед ним открываются большие возможности. Он становится журналистом, пишет статьи по вопросам искусства и литературы, одновременно читает лекции, в которых пропагандирует эстетизм.

Красивый молодой человек, повеса и острослов, он становится частым гостем лондонских салонов. Ему всегда рады, его ждут. Прекрасно одетый, с неизменным цветком в петлице, он — законодатель лондонской моды. Его называют «британский нарцисс», им восхищаются. А он, эстет по натуре, восхищается красотой, всё безобразное его отталкивает, а тривиальное — раздражает. Он скучает, и одновременно страдает от пошлости и несовершенства мира, ища своё прибежище в красоте, которую находит в искусстве, «где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

Оскар Уайльд начинает серьёзно заниматься творчеством. Первый поэтический сборник «Стихотворения» он издаёт на свои деньги в 1881 году. Надо сказать, что его мать была известной ирландской поэтессой. Патриотка своей Родины, она писала пламенные стихи под псевдонимом Сперанца. Именно от неё Оскар унаследовал мечтательность, интерес к таинственному и фантастическому, а также склонность к позе, ораторству и природный аристократизм.

Чтобы немного развеяться, Оскар Уайльд отправляется путешествовать. Сначала он едет в Америку, где читает лекции по теории искусства («Ренессанс английского искусства» — его первая лекция). Проведя год в Америке, Оскар отправляется в Париж, где легко завоевывает симпатию таких известных писателей как Пол Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франса и др. У Оскара Уайльда прекрасная дикция и он, играя словами, как будто очаровывает, завораживает своих слушателей, которые попадают под влияние его харизматической личности.

Вернувшись в Лондон, Оскар женится на Констанции Лойд, причем женится по любви. Он обожает двух своих сыновей, Сирила и Вивиана, специально для которых сочиняет сказки.

Начинается наиболее плодотворный период творчества Оскара Уайльда: в это время им написаны «Кентервильское привидение» (1887), сборник «Счастливый принц и другие сказки» (1888), сборник «Гранатовый домик» (1892). Однако, если прочитать эти «детские сказки», нельзя не заметить пронизывающую их грусть и неудовлетворенность окружающей жизнью. Его «счастливый принц» несчастен и сердце его разбивается от горя, а соловей умирает в страданиях на шипе розового куста. Откуда эта настроение? Что кроется за маской «лондонского денди» и «баловня судьбы»?

Произведения его пока не пользуются широкой известностью публики, и он зарабатывает себе на жизнь журналистикой. В период с 1887 по 1889 г. Оскар Уайльд — редактор журнала «Женский мир».  И пишет, пишет…

Наконец, в 1890 году выходит в свет его единственный роман «Портрет Дориана Грея», который приносит Уайльду невиданную известность. Это взрыв, удар по буржуазной морали, удар по всему английскому обществу.  Неудивительно, что публика не поняла и не приняла этот роман, а критики обвинили автора в безнравственности. А ведь смысл-то произведения как раз в том, что убить свою совесть — это всё равно, что убить себя, свою душу.

В ответ критикам Оскар Уайльд пишет предисловие к роману, которое становится своеобразным манифестом литературному направлению, которое он создал, — эстетизму.

Эстетические и этические взгляды, которые проповедует Оскар Уайльд, представляют собою смесь ницшеанства и культа красоты. Однако часто получалось так, что в силу своей честности и порядочности, он опровергает самого себя своим творчеством, которое оказывается правдивей и человечней его теоретических положений.

Период с 1891 по 1895 г. — последние счастливые годы Оскара Уайльда. Ему 37 лет. Он пишет статьи, трактаты. В трактате «Душа человека при социализме» (1891), писатель утверждает, что человек создан для прекрасного. Он мечтает о том времени, когда после отмены частной собственности «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных, доведённых до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия».

В 1891 году Оскар Уайльд пишет драму «Саломея», однако опять неудача, в Лондоне её запрещают к постановке, и пьеса была поставлена только в 1896 году в Париже.

Наконец, Оскар Уайльд находит путь к сердцу английской публики: он пишет свою первую комедию «Веер леди Уиндермир» (1892), затем из-под его пера выходит комедия «Женщина, не стоящая внимания» (1893). Успех писателя растёт, публика им восторгается, а Уайльд пишет ещё две комедии — «Идеальный муж» (1895) и «Как важно быть серьёзным» (ок. 1895).

Памятник Оскару Уайльду в центре Дублина

Оскар Уайльд окончательно завоёвывает слову одного из лучших драматургов Европы: диалоги его героев остроумны и оригинальны, а чувство стиля, ум, острота мыслей и парадоксов, игра слов восхищают и завораживают зрителя. Так, поднявшись на вершину славы, Оскар теряет чувство меры и осторожности и начинает думать, что ему позволено всё. Роковая связь с Альфредом Дугласом приводит писателя к трагическому концу. Суд над Оскаром Уайльдом состоялся в 1895 году в Лондоне. Ни пламенная речь в зале суда, ни восторг слушателей не спасли писателя от вынесения сурового приговора — два года тюрьмы и исправительных работ.

В тюрьме Уайльд написал горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Epistola: In Carcere et Vinculis» (лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), потом его верный друг Роберт Росс переименовывает это произведение в «De Profundis» (лат. «Из глубины»).

Выйдя из тюрьмы сломленным человеком, Оскар Уайльд переехал во Францию, где провёл два года в нищете, живя под чужой фамилией Мельмот. Его жена, друзья, дети и Альфред Дуглас — все от него отвернулись. Своё последнее произведение, поэму «Баллада Редингской тюрьмы» (1898), он подписал псевдонимом «С.3.3.» — таков был тюремный номер Оскара.

Оскар Уайльд умер во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита и был похоронен в Париже. На его могиле установлен крылатый каменный сфинкс Джейкоба Эпстайна.

По материалам сайта EnglishStory.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА

Ливергант, А. Я. Оскар Уайльд / А. Я. Ливергант. — Москва : Молодая гвардия, 2014. — 314 с. — (Жизнь замечательных людей).

ББК 83.3(4Вел)-8
Отдел абонемента 1\44281
Славянская библиотека 1\52389

Оскар Уайльд, блестящий молодой человек и талантливый, одарённый автор, свыкся с мыслью, что ему, баловню судьбы, всё позволено — и зашёл слишком далеко. Общество, с восторгом аплодировавшее Уайльду в пору триумфа, с нескрываемым удовольствием втоптало его в грязь, когда он пал. Положение изгоя на родине, популярность за рубежом и эпатажность поведения сделали писателя объектом пристального внимания многих исследователей.

Переводчик, писатель, критик Александр Яковлевич Ливергант представляет биографию Оскара Уайльда и его творческие достижения в контексте эстетических воззрений, особенностей натуры и превратностей жизненных обстоятельств.

Образцова, А. Г. Волшебник или шут? : Театр Оскара Уайльда / А. Г. Образцова ; Госуд. Ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001. — 357 с.

ББК 83.3(4ВЛ)-8
Отдел литературы по искусству 968921

В книге рассмотрены как хорошо известные русскому читателю драматические произведения Уайльда, не раз исполняемые на русской сцене, так и драмы, никогда ранее не сыгранные у нас, не завершённые автором, сохранившиеся в отрывках. В книге показано, что новаторский театр Уайльда, объединяющий романтические драмы, символистские трагедии и комедии, складывался в основах литературных произведений писателя, в его блестящих теоретических работах — знаменитых диалогах об искусстве.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ ОСКАРА УАЙЛЬДА

Уайльд, О. Гранатовый домик : [сказки] / О. Уальд. — Москва : АСТ : Астерель : Полиграфиздат, 2011. — 255 с. — (Книга на все времена).

ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\61084

«Гранатовый домик» (1891) — второй сборник сказок блестящего писателя, мэтра европейского эстетизма Оскара Уайльда. Текст публикуется на двух языках, что позволяет в полной мере оценить неповторимое своеобразие произведений, принадлежащих перу одного из самых изысканных британских писателей и стилистов.

Уайльд, О. День рождения Инфанты [Электронный ресурс] : [сказки : аудиокнига : пер. с англ.] / О. Уайльд ; чит. А. Зенин, Л. Панкратова. — Москва : АрМир, 2008. — 1 электр. опт. диск (2 ч. 16 мин.).

ББК 84(4Вл)
Отдел обслуживания учащихся 6-9 классов 15\1566

Действие происходит в день рождения принцессы Инфанты. В этот день она ещё прекраснее обычного, приглашены её юные друзья, независимо от титула. Хотя, если разобраться, вовсе и не друзья, потому как в обычные дни принцессе дозволено играть только лишь с детьми королевского достоинства, и на самом деле обычно она проводит время одна.

Сказки Оскара Уайльда любимы читателями во всём мире, интересны людям разного возраста: и взрослым, и детям. Эти трогательные, грустные, смешные истории заставляют задуматься о таких вечных понятиях, как добро и зло, любовь и дружба, преданность и сострадание.

Уайльд, О. Злой великан : сказка / О. Уайльд ; [пер. М. Ликиардопуло; худ.: И. и В. Пустоваловы]. — Минск : Книжный Дом, печ. 2009 (cop. 2010). — [16] с. — (Любимые сказки).

ББК 84(4ВЛ)
Отдел обслуживания учащихся 1-5 классов 1\7686 и 1\7687

Герои сказки живут в волшебном мире, который полон опасностей. Их основная задача — примириться с предрассудками, данными природой, для счастливого совместного сосуществования в будущем. Хорошая история про соседские взаимоотношения с незабываемым не самым детским финалом.

Уайльд, О. Кентервильское привидение / О. Уайльд ; худ. Р. Сахалтуев. — Москва : Лабиринт-Пресс, 2015. — 76, [2] c. — (Палитра чудес).

ББК 84(4Вл)
Отдел обслуживания учащихся 1-5 классов 1\58513

«Кентервильское привидение» — одна из самых весёлых, романтичных и ироничных новелл Оскара Уайльда. Семья американского посла вселяется в старинный английский замок, где обитает зловещее средневековое привидение. Оно гремит цепями, издает жуткие вопли, но оказывается не в силах запугать новых хозяев — людей весьма прагматического толка.

Уайльд, О. Малое собрание сочинений / О. Уайльд ; [пер. с англ. М. Абкиной и др.]. — Санкт-Петербург : Азбука, 2014. — 831 с.

ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\43209

Включённые в настоящий том произведения представляют собой различные грани художественного мира выдающегося английского писателя Оскара Уайльда. На страницах этой книги читатель найдёт знаменитый роман «Портрет Дориана Грея», по выходе в свет снискавший скандальную славу и вызвавший разноречивые отклики критиков, а впоследствии признанный шедевром европейского эстетизма; повести и рассказы, составившие сборник «Преступление лорда Артура Сэвила»; полные утончённого, лаконичного символизма пьесы, сказки и стихотворения в прозе; а также лучшие образцы поэтического творчества Уайльда.

Уайльд, О. Портрет Дориана Грея [Звукозапись] : [роман] / О. Уайльд ; чит. Ю. Доронин. — Москва : Аудиокнига, 2010. — 1 зв. диск (10 ч. 55 мин.). — (Аудиокнига). — (Золотая аудиотека для школьников).

ББК 84(4ВЛ)
Отдел обслуживания учащихся 6-9 классов 15\809

Один из самых известных романов мировой литературы, публикация которого в 1891 году стала причиной скандала в английском обществе. Критика осудила его как аморальное произведение, однако обычными читателями роман был принят восторженно. В нём поставлены вечные вопросы человечества — о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха. Это бессмертное произведение Оскара Уайльда экранизировалось более 25 раз.

Уайльд, О. Портрет Дориана Грея : [сборник] / О. Уайлд. — Москва : Э, 2016. — 799 с. — (100 главных книг).

ББК 84(4Вел)
Отдел абонемента 1\72964

Художник Бэзил Холлуорд пишет портрет молодого и прекрасного Дориана Грея. Любуясь своим изображением, юноша выражает желание, чтобы портрет старел, а он всегда оставался молодым. Далее он случайно знакомится с другом Бэзила, лордом Генри Уоттоном — саркастичным гедонистом, презирающим традиционные викторианские ценности, и попадает под влияние его порочных идей.

Уайльд, О. Портрет Дориана Грея. Тюремная исповедь : роман / О. Уайльд. — Москва : Вече, 2016. — 415 с. — (100 великих романов).

ББК 84(4Вл)
Отдел обслуживания учащихся 6-9 классов 1\58895

«De Prófundis» — письмо-исповедь Оскара Уайльда, обращённое к лорду Альфреду Дугласу, содержит 50 тысяч слов.

Написано в Редингской тюрьме в период с января по март 1897 года. После освобождения Уайльд отдал рукопись Роберту Россу и попросил послать её Альфреду Дугласу. Уайльд назвал произведение «Epistola: In Carcere et Vinculis» (Послание: в тюрьме и оковах).

Уайльд, О. Сказки : для младшего и среднего школьного возраста / О. Уайльд. — Минск : Современный литератор, 1999. — 240 с.

ББК 84(4Вл)
Отдел обслуживания учащихся 1-5 классов 930604

Сказки Оскара Уайльда произведут впечатление на людей любого возраста, потому как темы и задачи, которые в них поднимаются, существуют столько же, сколь и человеческий род. Некоторые сказки Уайльда могут нравиться больше, другие немного меньше, но всё же они по-своему интересны и мудры. Рассказы, которые создал Оскар Уайльд, вызывают мощные эмоции, скорее всего такой и была цель автора.

Уайльд, О. Стихотворения. Портрет Дориана Грея. Тюремная исповедь / О. Уайльд ; сост., вст. ст. Д. Урнова. — Москва : Худож. лит., 1976. — 767 с. — (Б-ка всемирной литературы).

ББК 84(4ВЛ)
Отдел абонемента 992715

В сборнике представлен значительный корпус стихотворного наследия знаменитого английского писателя Оскара Уайльда в переводах как представителей Серебряного века, так и современных поэтов; статьи и письма О. Уайльда в защиту романа «Портрет Дориана Грея».

Уайльд, О. Сфинкс : полное собрание стихотворений и поэм / О. Уайльд. — Москва : Эксмо, 2014. — 318 с. — (Золотая серия поэзии).

ББК 84(4Вл)
Отдел абонемента 1\46226

Полное собрание стихотворений и поэм Оскара Уайльда — поэта, прозаика, драматурга, философа, — включающее новые переводы и подробные комментарии, составленные литературоведом и переводчиком Евгением Витковским.

Уайльд, О. Счастливый принц : сказки / О. Уайльд. — Санкт-Петербург : Нева, 2005. — 256 с. — (Б-ка издателя Анхеля де Куатье).

ББК 84(4ВЛ)
Отдел абонемента 989936
Отдел обслуживания учащихся 6-9 классов 997697

В книгу вошли произведения, пожалуй, самого яркого, непредсказуемого и парадоксального английского сказочника конца XIX века Оскара Уайльда. Сказки «Счастливый Принц» и «Великан-эгоист» были написаны для детей, но по своей глубине и философскому содержанию они приобретают серьёзное, недетское звучание. Отвергая уродующую душу алчность, холодный расчёт, эгоизм, автор утверждает искренность и преданность, трудолюбие и самопожертвование как подлинную красоту в человеческих отношениях и в самой жизни.

Эти трогательные и печальные истории невозможно читать без слёз, они проникают в самое сердце маленького читателя, заставляют задуматься над важными вопросами жизни и сделать свой выбор.

Подготовила:
библиотекарь II категории отдела по обслуживанию пользователей О. В. Баранова

Поделиться:

Читайте также: