День рождения Библиотеки

Жила-была Библиотека. Да-да, самая обычная Библиотека. Именно – жила-была. Это ведь сказка, не так ли?

Библиотека была совсем небольшая, в деревушке возле леса. Она очень любила, когда к ней приходили в гости. Библиотека помнила времена, когда её звали «изба-читальня» и люди собирались в ней, топили печку и читали друг-друг книги. В те времена далеко не все умели читать.

А сейчас и читать все научились, да приходят редко. Но Библиотека не была одинокой. У неё был самый лучший друг – Библиотекарь. Он тоже был очень старенький, в очках с круглыми стёклами, с длинной седой бородой и очень-очень умный, всё знал, про всё ведал.

В деревне его так и звали – Дед Всевед.

У Деда была любимица – девочка Варя. Она часто прибегала в гости к нему и к Библиотеке. Сколько же вопросов она задавала, трещала без умолку: Что? Где? Как? Почему? Когда? Зачем? Сколько?… И Дед всегда находил ответ на любой её вопрос. Искал нужную книжку и читал Вареньке. Потом Варя и сама научилась читать, пошла в школу. Но Библиотеку и Деда Всеведа не забывала. Без книжки дня не могла прожить и перечитала почти всё, что было в Библиотеке. Дед старался покупать новые книжки, но денег было мало.

Библиотека с возрастом стала всё чаще болеть, её дощатые стены ветшали, в них появились щели. И однажды одна стена стала разваливаться. Библиотека заболела, и её закрыли на ремонт. Председатель колхоза выдал немного денег на ремонт, а дед попросил людей помочь им. Сам бы он не справился. Люди в этой деревне были добрые и трудолюбивые. Он помогли – сделали Библиотеке новые стены из кирпича, оштукатурили их и побелили мелом.

Библиотека ожила, только… она не чувствовала теперь, что она красивая. Ну вот никак ей не нравились новые белые стены. Как-то грустно и однообразно.

– Дед, – всхлипывала Библиотека, – я теперь похожа на больницу, и кто захочет к нам в гости приходить? Не может быть интересных книг в библиотеке с унылыми, просто белыми стенами.

Дед Всевед только вздыхал в ответ – ну что он мог поделать?

А тут ещё неприятность случилась: Варя подросла и уехала учиться в город. Очень редко приезжала к родителям ненадолго, заглядывала в Библиотеку только за тем, чтобы поздороваться с Дедом.

Библиотека скучала и даже половицы, которые всегда слегка поскрипывали под ногами так, как будто хихикали, теперь стали откровенно постанывать.

Дед Всевед стал всё чаще задумываться о чём-то, всё больше и больше листал старые газеты и книги по истории родного края, а в какой-то день сказал Библиотеке:

– Не грусти, родная, мне очень-очень нужно уехать. Это нам с тобой нужно. Поеду я в Городской Архив.

И так значительно он это сказал, так по-доброму подмигнул и улыбнулся, что Библиотека даже не расстроилась, что её заперли на целую неделю на амбарный замок. И она приготовилась ждать.

А через неделю…

Через неделю Дед Всевед вернулся, открыл Библиотеку, положил на стол папку с бумагами, стал их перебирать, потом взял всё, сложил в стопочку, упаковал в папку и быстро ушёл, прихрамывая и постукивая своей вечной суковатой палкой.

Вскоре вернулся с Председателем колхоза, и они стояли неподалёку от Библиотеки и что-то бурно обсуждали, но она не расслышала, о чем был разговор. Зато после этого разговора к ней всё чаще стали заходить гости. Сначала баба Феня с бабой Шурой пришли, посмотрели журнал по вязанию, а потом вымыли дружно все окна. И библиотека даже стала лучше видеть. Потом пришел известный на всю округу печник дядя Яша и прочистил дымоход, починил печь, поправил трубу. И библиотеке стало легче дышать, а внутри стало теплее. Потом забежали мальчишки, притащили из разных домов старые стулья и табуретки и под руководством столяра Михаила починили их и расставили по читальному залу, а девочки принесли разноцветные ленточки и вышитые салфеточки.

И вот в один (ну конечно же, ПРЕКРАСНЫЙ) день, с утра, когда Библиотека только проснулась и ждала прихода Деда Всеведа, она вдруг увидала, что к ней идёт чуть не вся деревня. У детей в руках были цветные баночки с красками и кисточки, мужчины несли лестницы, а женщины душистые букеты сирени.

Библиотека от восхищения даже скрипеть половицами перестала, а просто замерла и ждала…

Дед Всевед вышел вперёд, подошел к Библиотеке поближе, откашлялся и торжественно прокряхтел:

– Родная, не зря я ездил в Городской Архив – раскопал я там дату твоего рождения! Поздравляю тебя! Нет, все мы, всей деревней нашей тебя поздравляем, спасибо тебе за знания, за интересные книги, за тепло и уют! И вот тебе наш подарок!

На этих словах вся деревня разбежалась вокруг библиотеки, ребята и взрослые откупорили краски, взяли кисточки в руки и стали рисовать на стенах. Кто рисовал радугу, кто цветы, кто лесных животных, а кто-то и сказочных драконов. Маленькая Зиночка нарисовала аж трёх принцесс, а её старший брат Валерик – рыцаря, который этих принцесс защищает от дракона. Взрослые, подставив лестницы, помогли ребятишкам разрисовать стены до самой крыши. Засияло солнышко, выгнулась разноцветной дугой радуга, и даже тучке с дождиком место нашлось.

Через два часа Библиотеку было не узнать. Снаружи она вся переливалась разноцветьем рисунков, а внутри был накрыт большой стол, кипел самовар и вкусные пироги ждали гостей.

Библиотека вдыхала запах краски снаружи и пирогов внутри, дышала тёплой печкой, а её половицы заливисто смеялись под ногами многочисленных гостей. Дед Всевед устало сидел в уголочке и смотрел куда-то в себя. Выглядел он как человек, который совершил Большое дело для Самого Большого Друга!

Этот День рождения был просто замечательным, а самое замечательное было то, что после него в Библиотеку каждый день стали приходить люди. Они увидели, как много книг внутри, они сами сделали Библиотеку уютной и красивой. Ну как же можно было теперь сюда не прийти. Мужчины после рабочего дня собирались почитать газеты, обсудить, что твориться в мире и попить чай из самовара. Женщины зачастили читать книги про любовь и смотреть журналы по вязанию и вышивке. Дети теперь щеголяли в вязаных свитерах и кофтах со сложными узорами, в вышитых рубахах и кружевных платьицах.

А Дед Всевед всё реже куда-нибудь выходил, стал тяжелее ходить, всё больше сидел у печи и молчал.

Почти год прошёл со Дня Рождения Библиотеки, опять наступила весна. Дед уже не каждый день открывал Библиотеку. Ему всё тяжелее было выходить из дома. А однажды вместо Деда Всеведа пришел Председатель колхоза, молча открыл Библиотеку, потоптался у порога, тяжело вздохнул и сказал:

– Вот и всё… Нет больше с нами Матвея Витальича…

Библиотека сначала не поняла, о ком это он говорит. А потом вспомнила, как давным-давно Дед Всевед пришёл в новым паспортом в руках и похвастался ей: «Вот оно как, видишь, паспорт у меня, Сухумов Матвей Витальевич. Во!»

И тут стало ещё непонятней: Как это – нету? С кем это – с нами?

Библиотека загудела печной трубой, застонала половицами, затрещала перегородками:

– Нет, не может этого быть, он всегда был со мной, он всегда будет со мной! Без него мне не быть!

Председатель вздохнул, оглянулся:

– Так и быть, что ж ему одному в доме-то… Принесём тебе его попрощаться.

Через час печальная процессия пришла в библиотеку, занесли Деда, положили его на застеленный стол. Библиотека застонала, загудела.

– Пусть попрощается… – забурчали мужики и вышли все, дверь прикрыли.

Затихла Библиотека, казалось даже, что затихло всё вокруг, даже деревья на ветру листиками не шумят.

И, вдруг, звук такой знакомый и такой непривычный на улице – звук перелистываемых страниц и в такт, как будто постукивание палки Деда Всеведа по половицам… Переглянулись люди, не сразу осмелились зайти внутрь, а когда зашли, то увидели на столе толстую красивую книгу с названием: «Сказки Деда Всеведа». А где-то в глубине библиотеки между книжных полок еле слышно было: «Кхе-кхе» и мерное постукивание палкой по полу.

* * *

После таких странных, сказочных событий как-то подзабылось, что День Рождения Библиотеки вот-вот опять наступит. Хотя почитать новую «Книгу сказок» приходили дети даже из соседних деревень. Только вот открывали Библиотеку только один раз в неделю, когда у Председателя был выходной и он приходил попить чайку, побеседовать с односельчанами, да разложить пришедшие за неделю по почте газеты.

А День Рождения выпадал, увы, на вторник. И Библиотека, хоть и помнила прошлый праздник, всё же не ждала никого в гости.

А утром в тот самый вторник к Библиотеке подошла девушка, открыла ключом замок, переступила порог и очень знакомым голосом сказала: «С Днём рождения, родная!» А потом улыбнулась – это была Варя! Та самая маленькая «почемучка», самая любимая читательница Библиотеки, любимица Деда Всеведа!

– Теперь я буду твоим Библиотекарем. Вот, видишь – диплом. Я на библиотекаря училась, да-да. Жаль только, что Дед Всевед не дождался…

И в этот момент Варя услышала из-за книжных полок: «Кхе-кхе» и палка несколько раз стукнула об пол.

 Варя рассмеялась:

– А я-то думала, мне сказки рассказывают, а ты и правда здесь, Дед? А я рисовать умею, красками. Я твой портрет обязательно нарисую.

Пожалуй, этот День рождения для Библиотеки был ничем не хуже предыдущего.

На следующий день Варя принесла в Библиотеку краски, холст, мольберт и за 3 дня нарисовала портрет Деда Всеведа. Он был с книгой в руках, с серьёзным и очень умным взглядом, немного прячущимся за круглыми стёклами очков.

И вот тут Варя задумалась, а какая же книга должна быть в руках у Деда? Варя не помнила, чтобы у него была любимая книга, он читал много-много самых разных книг. Девушка решила оставить картину до утра и потом ещё подумать.

А утром… Да-да, утром опять было чудо. Варя пришла, открыла Библиотеку и взглянула на картину – с картины с лёгким прищуром и улыбкой на неё смотрел Дед Всевед, а в руках у него была «Книга сказок…».

Поделиться: